Сегодня 17.02.2024 - Седмица 37-я по Пятидесятнице, Собор новомучеников Петропавловских. Божественную Литургию в Соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужил иерей Сергий Осинцев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнил малый хор собора под управлением регента Богдановой М.А.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: 1Сол.5:14–23 (зач. 273). Лк.17:3–10 (зач. 84).
От Луки святое Благовествование
17.3. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
17.4. и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.
17.5. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
17.6. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
17.7. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
17.8. Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
17.9. Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
17.10. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
Сегодняшнее евангельское чтение мы можем разбить на три основные части.
Первая часть повествует о необходимости прощения в христианской жизни.
Вторая – о вере как величайшей силе в мире.
И третья – об отношениях человека и Бога, сущность которых Спаситель раскрывает в притче о рабе.
Но прежде мы читаем призыв Христа: Наблюдайте за собою (Лк. 17, 3). Эти слова относятся к предыдущему высказыванию, которое не вошло в сегодняшний отрывок. Речь шла о соблазнах, в которые христианин не должен вводить не укрепившихся в вере людей, дабы своим дурным примером не отвернуть их от веры в истинного Бога.
Именно после этих слов Господь призывает к прощению как подлинному свидетельству всесовершенной веры.
Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему (Лк. 17, 3–4). Это поистине удивительные слова, которые абсолютно изменили представление учеников Христовых об отношениях с людьми в этом мире.
Дело в том, что у раввинов была поговорка, гласившая, что человек, простивший своего собрата три раза, – совершенный человек. Норма христианина более чем в два раза превышает норму иудейских раввинов, но дело даже не в цифрах.
Но всякого ли человека необходимо прощать? И тут ответ простой – нет. Только того, кто просит прощения.
А что делать, если человек не осознает своей вины и потому, в силу обстоятельств, не мыслит подойти и попросить прощения? И тут Господь мудро увещевает: выговори ему; и если покается, прости ему (Лк. 17, 3).
Греческое слово, употребленное в данном тексте, звучит как επιτιμεω [эпитимо], что означает «выговаривать», «упрекать», «бранить» или «запрещать». В известном смысле, в пастырской практике оно употребляется как нравственно-исправительная мера – епитимья. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что слово «выговори» означает глубокую нравственную беседу, направленную на исправление человеком его поступка, а не просто эмоциональное высказывание с криками и угрозами.
Имеет ли связь последующая просьба апостолов с предыдущим высказыванием Спасителя или же евангелист Лука привычным ему образом собирает воедино важные, по его мнению, слова Христа, ответить сложно.
Но на мольбу умножить веру Господь отвечает ученикам: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас (Лк. 17, 6).
Вспомним, что на Востоке любят выражаться по возможности образно. Фраза эта означает, что даже совершенно невозможное может стать возможным, если верить в его осуществление.
Далее Спаситель излагает притчу о рабе, господин которого, не обращая внимания на его усталость после трудов на ниве или пастбище, велит ему приготовить ужин и служить, подпоясавшись. И потом, когда раб исполнит приказание господина, этот последний и не подумает поблагодарить его.
Сегодняшнее евангельское чтение как мы уже заметили, многогранно и научает нас великим истинам нашей, воистину всесильной, веры: прощать кающихся, наставляя неведущих на путь осмысления своих поступков и, не претендуя ни на какие награды, воспринимать это как должное.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма,наркомании и лудомании. В завершение богослужения протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словом проповеди.
Собор новомучеников Северного Казахстана
Сегодня в Петропавловском Соборе прошло праздничное богослужение в память священномученика Мефодия и Собора новомучеников Северного Казахстана. Вместе со священномучеником Мефодием в этот день также возносились молитвы святым Петропавловским пресвитерам: Иоанну, Василию, Афанасию, Михаилу и Владимиру. Накануне праздника в храме состоялось Всенощное бдение с освящением хлебов.
Мефодий (Красноперов) (1868 - 1921) –
епископ Петропавловский, викарий Омской епархии, священномученик
В миру Красноперов Михаил Платонович, родился 30 июля 1868 года в селе Вятском Сарапульского уезда Вятской губернии в бедной семье псаломщика.
Окончил Сарапульское духовное училище и Вятскую духовную семинарию и в 1890 году был определен на должность надзирателя Сарапульского духовного училища.
22 октября 1891 года рукоположен во священника епископом Сарапульским Афанасием (Пархомовичем) и определен к Тихвинской церкви в селе Паздеры Сарапульского уезда.
19 февраля 1896 года назначен сверхштатным священником к Вознесенскому собору в Сарапуле и заведующим и законоучителем Никольской церковноприходской школы.
В 1898 году овдовел и в том же году поступил в Казанскую духовную академию.
11 февраля 1900 года пострижен в монашество с наречением имени Мефодий.
В 1902 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и 16 августа того же года назначен помощником смотрителя Уфимского духовного училища. Был организатором религиозно-нравственных и противоалкогольных чтений и одной из церковноприходских школ города Уфы.
В 1903 году назначен инспектором Александровской миссионерской семинарии в городе Ардоне в Осетии и членом Ардонского отделения Епархиального училищного совета.
В 1905 году назначен исправляющим обязанности ректора Уфимской духовной семинарии, а 20 ноября 1906 года был утвержден в этой должности и возведен в сан архимандрита.
В 1907 году был избран постоянным членом Уфимского епархиального комитета православного миссионерского общества, в 1908 году назначен редактором неофициальной части "Уфимских епархиальных новостей" и в том же году – старшим членом Просветительского отдела уфимского епархиального Братства Воскресения Христова со званием помощника председателя Братства.
В 1909 году в Уфе активно действовал пастырско-проповеднический кружок, задачей которого было нести свет Христова учения за пределы храмов. Одним из активных деятелей кружка стал архимандрит Мефодий. По его инициативе с 1 декабря 1909 года было положено начало регулярных бесед в городском ночлежном доме, в которых он принял самое деятельное участие, посещая ночлежные дома вместе с учениками семинарии, совершая здесь молебны, всенощные, раздавая грамотным книги и брошюры религиозно-нравственного содержания, многое поясняя и объясняя из христианского вероучения.
13 ноября 1911 года при активном участии отца Мефодия в Уфе было открыто Попечительство о бедных воспитанниках семинарии.
Архимандрит Мефодий был активным деятелем Уфимского епархиального комитета Православного миссионерского Общества и во время отсутствия епархиального архиерея возглавлял все заседания комитета. В 1911 году он был послан с миссионерскими целями в село Табынск Стерлитамакского уезда на праздник Табынской иконы Божией Матери.
10 февраля 1913 года хиротонисан во епископа Акмолинского, викария Омской епархии. Хиротонию в Александро-Невской лавре возглавил митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Богоявленский), ему сослужили митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие иерархи.
20 февраля епископ Мефодий прибыл в Омск, а 5 апреля на кафедру прибыл назначенный управляющим Омской епархией епископ Андроник (Никольский).
21 июля 1913 года в Омске было учреждено Епархиальное Братство трезвости, председателем которого стал епископ Мефодий.
В 1914 году Петропавловская городская дума возбудила перед Омской епархией ходатайство о перенесении места пребывания епископа Акмолинского из Омска в Петропавловск, заявив, что со своей стороны она готова отпустить средства на содержание архиерейского дома. 6 ноября 1914 года был опубликован указ о переименовании второго викария Омской епархии во епископа Петропавловского с предоставлением ему значительных полномочий в самостоятельном управлении приходами Петропавловского, Кокчетавского и Атбасарского уездов.
27 марта 1917 года Совет рабочих и солдатских депутатов постановил послать телеграммы министру Керенскому и обер-прокурору Святейшего Синода с просьбой об удалении епископа Мефодия из Петропавловска за реакционную деятельность, угрожающую общественному спокойствию. Эту просьбу Святейший Синод оставил без внимания.
В 1921 году Западная Сибирь была охвачена крестьянским восстанием. Восставшим удалось захватить города Петропавловск, Ишим, Тобольск и образовать Северное Сибирское Правительство. Восстание было подавлено большевиками с большой жестокостью. Епископ Мефодий был убит для устрашения при подавлении восстания.
17 февраля 1921 года владыка служил Божественную литургию в Никольской церкви в Петропавловске. После молебна он вышел со словом примирения на площадь к собравшемуся перед храмом народу, и здесь перед храмом был заколот штыками. Убитому епископу красноармейцы нанесли еще несколько штыковых ран, а затем в одну из ран вонзили крест.
Канонизирован в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Тропарь, глас 3:
Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельского образе, священномучениче Мефодие, Христа ради пострадавый даже до крове, Егоже моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века.
Кондак, глас 2:
Восхвалим вернии, изряднаго во святителех и славнаго в мученицех Мефодия, Православия поборника и благочестия ревнителя, земли Русския красное прозябение, иже страданием Небес достиже и тамо тепле молит Христа Бога спастися душам нашым.
Величание:
Величаем тя, священномучениче Мефодие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа во утверждение на Руси Православия претерпел еси.