В Соборе святых апостолов Петра и Павла состоялись службы

двунадесятого праздника

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Этот праздник посвящён событию, описанному в Евангелии: по прошествии положенного Законом времени, Богородица и Иосиф Обручник принесли Младенца Христа в Иерусалимский Храм, где их встретили трёхсотлетний старец Симеон и престарелая пророчица Анна. Тогда же святой Симеон произнёс одну из самых известных фраз в Евангелии, которая ныне звучит за каждым богослужением Церкви: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко…». Этими словами святой старец от лица всех верных Богу людей приветствовал долгожданного Спасителя, выражая свою радость от этой великой встречи (именно так — встреча — переводится слово «сретение»).

Как пишет святитель Феофан Затворник, в Иерусалимском Храме, в лице присутствовавших в тот момент Божией Матери, Симеона Богоприимца, Иосифа Обручника и пророчицы Анны, Спасителя встретило всё лучшее, что есть в человеке: праведность, ищущая спасения в Боге; аскетическая молитвенная жизнь, основанная на живой вере; чистота и глубокое смирение.

Праздничные службы возглавил настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иеромонах Варлаам, настоятель Храма Киприана Стороженского в деревне Сторожно, иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев, иерей Владислав Овчаров и диакон Павел Орлов. Песнопения богослужений исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.А.

Накануне вечером, 14 февраля, в храме было совершено Всенощное бдение. На великой вечерне по церковному Уставу была совершена лития (усиленное моление) с освящением хлеба, вина, пшеницы и елея (масла). 

На сретенской утрене, по прочтении евангельского зачала (Евангелие от Луки, глава 2, стихи с 25 по 32), повествующего о принесении Пресвятой Девой Марией Богомладенца Христа в Иерусалимский храм и встрече Его праведным Симеоном,  настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к верующим с проповедью о духовной сути праздника Сретения Господня.

Во время исполнения канона «Сушу глубородительную землю» верующие, прикладывающиеся к иконе праздника, были помазаны освященным елеем.

Особенностью данного праздничного всенощного бдения является исполнение хором на 9-й песни канона особых припевов: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих», составленных выдающимся византийским гимнографом – преподобным Косьмой Маюмским в VIII веке.

 

15.02.2024, перед началом Божественной Литургии состоялся чин освящения свечей. Обычай освящать свечи на Сретение Господне существует с древних времен, и в это освящение стало уже традицией.

Обычная церковная свеча от «сретенской» отличается только чином освящения, так как простые церковные свечи тоже освящены. Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды в праздник Крещения Господня.
Сретенские свечи хранятся бережно весь год и возжигаются во время домашней молитвы в особых случаях – например, во время молитвы за больных, в моменты душевных тревог и волнений. Также есть обычай возжигать эти свечи Великим постом за богослужением: на каноне Андрея Критского, страстных Евангелиях и т. д.
Церковь предостерегает своих прихожан придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение: 

«Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранить в себе на всем нашем земном пути. По мере того, как мы сберегаем и защищаем эту искорку веры в наших сердцах, мы противостоим силам зла, которые постоянно нас окружают и пытаются удалить нас от еще одного Светоча – света Вечной жизни, осеняющего этот путь».

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк.2:25–32 (зач. 8). Лит. – Евр.7:7–17 (зач. 316). Лк.2:22–40 (зач. 7).

От Луки святое Благовествование

2.22. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, 

2.23. как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, 

2.24. и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

2.25. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.

2.26. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.

2.27. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, 

2.28. он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 

2.29. ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,

2.30. ибо видели очи мои спасение Твое, 

2.31. которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

2.32. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

2.33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

2.34. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – 

2.35. и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец.

2.36. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

2.37. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

2.38. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

2.39. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

2.40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

В данном евангельском отрывке евангелист Лука описывает два древних обряда. Первый обряд – освящение первенца: как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу (Лк. 2, 23).

В 13-й главе во втором стихе Книги Исход мы читаем повеление Божие: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, потому что Мои они.

Каждый перворожденный мужского пола как среди детей, так и среди животных был посвящен Богу. Этот закон указывал на милосердие Бога как источника жизни. В Книге Чисел (глава 18, стихи 15–16) поясняется, что первенец из людей должен быть выкуплен. В законе установлено, что за сумму в пять сиклей серебра (приблизительно 72 с небольшим грамма серебра) родители могли выкупить у Бога своего сына. Деньги эти уплачивались священникам, но не раньше, чем на тридцать первый день после рождения.

Второй обряд – очищения, когда женщина приходила в храм, чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2, 24).

Женщина, родившая младенца мужского пола, считалась нечистой семь дней и еще тридцать три дня не могла ходить в храм и участвовать в общественном богослужении. По истечении этого срока она должна была принести в храм агнца для жертвы всесожжения и молодого голубя для жертвы за грех.

Это была довольно дорогостоящая жертва, и поэтому в законе было записано, что если женщина не может купить агнца, то она может принести в жертву вместо него второго голубя. Принесение в жертву двух голубиных птенцов вместо ягненка называлось «жертвоприношением бедных». Именно такую жертву принесла Дева Мария.

На это указывает и отсутствие денег для принесения в жертву положенного агнца, а как нам известно, после посещения волхвов у Святого семейства были весьма богатые приношения. Но на тот момент семья пребывала в бедности, что указывает нам на то, что Спаситель родился в обычной семье, в доме без роскоши, когда нужно было считаться с каждой копейкой, когда семья знала, как трудно зарабатывать на жизнь.

Господь, как никто, знает трудности человеческой жизни, и когда мы испытываем нужду, Он готов прийти на встречу с нами.

Главное – не терять надежду.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

Тропарь Сретению Господню, глас 1

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

Перевод: Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Кондак Сретению Господню, глас 1

Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м/ и ру́це Симео́не благослови́вый,/ я́коже подоба́ше, предвари́в,/ и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же,/ но умири́ во бране́х жительство// и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Утробу Девы освятив рождением Твоим, и руки Симеона благословив, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец.

Величание Сретению Господню

Велича́ем тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Пречи́стую Ма́терь Твою́,/ Е́юже по зако́ну ны́не// прене́слся еси́ в храм Госпо́день.

Сегодня мы с вами празднуем один из двунадесятых праздников — Сретение Господне! Перевод этого слова со славянского языка означает — встреча, а с сербского — радость. В тот момент, когда старец Симеон принял на руки Богомладенца Иисуса, произошла радостная встреча двух Заветов. Нужно вдуматься в те слова пророчества, которые возвестил древний старец Симеон: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». (По глаголу — по обещанию. Во откровение — в просвещение. Языки — народы).

Эта встреча была действительно необходима, чтобы мы поняли, что Ветхий Завет имеет для нас важное значение. Христианство к древнему иудаизму имеет самое непосредственное отношение и Вселенская Православная Церковь является Благодатной правопреемницей древнего Израиля. Потому что с Ней заключен тот же союз, который был заключен и Ветхозаветной Церковью милостью Бога Творца. Нынешний Израиль разорвал связь и закон с Богом, предав на распятие Того, с Кем некогда его отцы заключили богоспасительный Завет.

В чем же суть этого Завета? Да в том, что Бог сам обещает ввести, нас грешных, не могущих самих себя спасти, в Свое Царство Славы. Что Бог Сам будет руководить нами. Главное что нам дал древний Израиль — это то, что Бог Сам нас нашел, а не мы нашли Его. Бог Сам прорывается к нам, через ту грязь в которой мы валяемся, через наше богооступничество. Он, встречаясь с нами, вдыхает в нас Дыхание Жизни, дарует нам увидеть свет радости, святости и мы таким образом оживаем перед Его Лицом. И от нас он ждет только одного — верности Завету.

Вот человек становится верным и старается идти путями Божьими, но видит, что вокруг него его родственники, знакомые и просто встречающиеся люди в жизни — не живут по Завету. И мы пытаемся силой заставить их верить в Бога или наоборот дистанцируемся от них. Но наша задача, как верных Христу, свидетельствовать, во-первых, жизнью праведной, а во-вторых, словом о возлюбленном Господе нашем, служить Ему, восхвалять Его, питать Его, благодарить Его. Чтобы и наши сердца стали, как сретенские свечи, горящими, светящимися любовью, и тогда и наше слово, которое вложит в наши уста Святой Дух, приведет к изменению тех, кто хочет этого изменения.

Возлюбим и возблагодарим нашего Господа, которому слава честь и поклонение подобает, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.