Сегодня 04.02.2024, в неделю 35-ю по Пятидесятнице, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. В этот день совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение усопших установлено определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.
Перед началом Божественной Литургии была отслужена панихида за всех пострадавших в годину гонений за веру Христову.
Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Павел Олесиюк и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мк.16:1–8 (зач. 70). Лит. – 1Тим.1:15–17 (зач. 280 от полу́). Лк.18:35–43 (зач. 93). Мчч.: Рим.8:28–39 (зач. 99). Лк.21:8–19 (зач. 105-106).
От Луки святое Благовествование
18.35. Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
18.36. и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
18.37. Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
18.38. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
18.39. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
18.40. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
18.41. чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
18.42. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
18.43. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
История события, о котором идет речь в сегодняшнем евангельском чтении, дорогие братья и сестры, встречается в описании евангелистов Матфея, Марка и Луки. Интересно отметить: Матфей и Марк говорят, что исцеление произошло при выходе из Иерихона, в то время как евангелист Лука указывает, что это было, когда Иисус подходил к Иерихону.
По мнению епископа Михаила (Лузина), греческое слово εγγιζειν [энгизин], употребленное у евангелиста Луки, означает «находиться близ чего-либо, с какой-либо стороны», вследствие чего толкуемое выражение евангелиста Луки можно перевести так: «когда же Он был близ Иерихона».
Евангелист Матфей пишет, что Иисус исцелил двух слепых, в то время как евангелисты Марк и Лука говорят об одном.
Итак, Спаситель направлялся в Иерусалим на Пасху. В это время паломники обычно шли группами. Раввины часто учили во время прогулок или путешествий. Это же делал и Господь, а паломники теснились вокруг Него, чтобы не упустить ни одного Его слова. И вот когда Господь подходил к Иерихону, слепой, сидящий у дороги, услышав голоса проходивших мимо паломников, пожелал узнать, что происходит вокруг.
Когда же ему сообщили о приближении Христа, он немедленно вскричал к Нему: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня (Лк. 18, 38). Слепой верил, что Иисус есть ожидаемый Христос, и, будучи иудеем, знал, что Христос происходит из рода царя Давида. А словами помилуй меня выражал веру, что через Иисуса особенным образом действует Бог. Люди же, стоявшие вокруг, пытались утихомирить его, потому что слушавшие не могли из-за криков слепого слышать Христа. Но слепой не унимался и еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня (Лк. 18, 39). Крик этот был подобен инстинктивному непроизвольному выражению чувства, указывающему на крайнее отчаяние слепого.
Важно отметить, что Спаситель в это время излагал Свое учение толпе паломников, но крик слепого с просьбой о помощи остановил Его. Учитель на время прекратил Свое учение, потому что перед ним была нуждающаяся человеческая душа, молившая об исцелении. И, видя непреклонную настойчивость слепого, Господь совершает это чудо над ним, говоря: прозри! вера твоя спасла тебя (Лк. 18, 42).
Таким образом, мы становимся свидетелями истинной, живой веры человека. Просить с верой – это и есть живое единение человека с Богом внутри своего сердца, единение духа человека с Духом Божиим, это присутствие благодати Божией в человеческом сердце. Только пребывая в союзе с Богом, человек может исполниться удивительной силы и власти.
Строки сегодняшнего евангельского чтения еще раз свидетельствует нам, что в трудные минуты жизни мы никогда не должны отчаиваться, но возносить усердную молитву и надеяться на то, что Господь по вере нашей даст нам просимое. Будем помнить об этом всегда и полагаться на Божие милосердие.
ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́:/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
Перевод:
Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и а́д ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тва́рь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Ада́м свесели́тся,// и ми́р, Спа́се мо́й, воспева́ет Тя́ при́сно.
Перевод:
Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо ужасался, и мертвые восставали. И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.
Новомученики и исповедники Российские
В 1991 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви установил совершать 25 января ст. стиля (или в ближайшее воскресенье после него) ежегодное празднование Собора новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру в годы гонения на Церковь коммунистической властью. В этот день совершается поминовение всех усопших, пострадавших за веру Христову.
В 2000 г. состоялся Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, причисливший к Собору новомучеников новых святых.
«...Главой сонма Российских мучеников и исповедников за веру Христову явился святой Патриарх Тихон, который, характеризуя эту эпоху, писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово... Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч» (Рим. 8, 35)».
Многие из тех, кто пострадал за веру в ХХ веке, ревнуя о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. «В детстве и отрочестве, — писал из камеры смертников священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, — я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога».
«В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев... — писал святой Патриарх исповедник Тихон, — если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову».
Сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона — на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь. Святая Церковь, от начала возлагающая упование на молитвенное предстательство пред Престолом Господа Славы Его святых угодников, соборным разумом свидетельствует о явлении в ее недрах великого сонма новомучеников и исповедников Российских, в XX веке пострадавших.
Боголюбивая Полнота Русской Православной Церкви благоговейно хранит святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и мученической кончине иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян, вместе с Царской Семьей засвидетельствовавших во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что «живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем» (Рим. 14, 8). Они были служителями животворящего Духа, явившими духовную силу Церкви в испытаниях недавнего прошлого, и мы не можем предать забвению их подвиг веры, ибо они во всем явили «себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах» (2 Кор. 6, 4—8).
Терпя великие скорби, они сохранили в сердце мир Христов, стали светильниками веры для соприкасавшихся с ними людей. Будучи столь стесняемы внешними обстоятельствами, все встречавшиеся испытания они переживали с твердостью и смирением, как это подобает каждому подвижнику и делателю на ниве Христовой, храня в сердце завет святого апостола Петра: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4, 12—14).
Прославляя подвиг новомучеников, Русская Православная Церковь уповает на их предстательство и молится, да пробавит Господь милость Свою на нас и даст всем нашим соотечественникам время на покаяние, зажжет в их сердцах огонь веры, ревность о возрождении Руси Святой, нашего земного Отечества.
...Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников Российских, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую Церковь и нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет нам Свое благословение.
Тропарь Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, глас 4
Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская,/ я́ко ма́ти ча́да, прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́:/ святи́тели и иере́и,/ ца́рственныя страстоте́рпцы, благове́рныя кня́зи и княги́ни,/ преподо́бныя мужи́ и же́ны и вся правосла́вныя христиа́ны,/ во дни гоне́ния безбо́жнаго/ жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия/ и кровьми́ и́стину соблю́дшия./ Тех предста́тельством, Долготерпели́ве Го́споди,// страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́ до сконча́ния ве́ка.
Перевод: Сегодня радостно торжествует Церковь Русская, как матерь прославляя своих чад — новомучеников и исповедников: святителей и иереев, царственных страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, преподобных мужей и жен и всех православных христиан, во дни гонений безбожных жизнь свою за веру во Христа отдавших и кровью истину сохранивших. Их защитой, долготерпеливый Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания времен.
Кондак Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, глас 3
Днесь новому́ченицы Росси́йстии в ри́зах бе́лых предстоя́т А́гнцу Бо́жию/ и со а́нгелы песнь побе́дную воспева́ют Бо́гу:/ благослове́ние, и сла́ва, и прему́дрость,/ и хвала́, и честь, и си́ла, и кре́пость// на́шему Бо́гу во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: Сегодня новомученики Российские в белых одеждах предстоят Агнцу Божию и с ангелами воспевают победную песнь Богу: «Благословение, и слава, и премудрость, и хвала, и честь, и сила, и крепость нашему Богу во веки веков. Аминь».