Сегодня 28.01.2024, в неделю 34-ю по Пятидесятнице, Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мф.28:16–20 (зач. 116). Лит. – Кол.3:12–16 (зач. 258). Лк.18:18–27 (зач. 91). Прпп.: Гал.5:22–6:2 (зач. 213). Мф.11:27–30 (зач. 43).
От Луки святое Благовествование
18.18. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18.19. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
18.20. знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
18.21. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
18.22. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
18.23. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
18.24. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
18.25. ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
18.26. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
18.27. Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
В данном евангельском чтении мы становимся свидетелями вопроса некоего начальника о том, как ему наследовать жизнь вечную. По всем нормам иудейских обычаев обращение к Иисусу Христу, которое употребил этот человек, было, мягко говоря, неуместно. Во всей иудейской литературе не встречается такого обращения к раввину, как «учитель благий». Раввины всегда говорили: «Благ только закон». Такое обращение к Иисусу Христу выглядело почти как грубая лесть. Поэтому Спаситель начинает с того, что старается отвести мысли начальника от Себя к Богу.
Никто не сомневался в том, что начальник – хороший человек, но сам он сердцем и душой чувствовал, что жизнь его несовершенна. И Господь дает ему конкретный совет: Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною (Лк. 18, 22).
Но почему Спаситель приглашает этого человека следовать за Ним, когда, к примеру, исцеленному гадаринскому бесноватому отказывает в этом? Существует одно апокрифическое евангелие, так называемое евангелие от Иудеев, большая часть которого утеряна. В одном сохранившемся отрывке мы находим описание изложенного здесь события, что дает нам ключ к его пониманию.
Вот и трагедия, и тайна богатого начальника – он был эгоистом. Будучи богатым, он ничего не давал людям, а поклонялся лишь своему богатству. Его богатство было его ложным богом. И чтобы наследовать вечную жизнь, жизнь с истинным Богом, он должен был разорвать порочную дружбу со своими сокровищами и посвятить себя служению правде Божией.
Для каждого из нас дается сегодня ответ на извечный вопрос: что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? В первую очередь – отрешиться от того, что порабощает нашу душу.
А во-вторых, предать себя воле Божией,
исполняя заповеди и следуя спасительному пути Христову.
ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 1
Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жи́знь./ Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче:/ сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.
Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями, и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»
КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 1
Воскре́сл еси́ я́ко Бо́г из гро́ба во сла́ве,/ и ми́р совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя́, и сме́рть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Е́ва ны́не от у́з избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты́ еси́, И́же все́м подая́, Христе́, воскресе́ние.
Перевод: Воскрес Ты, как Бог, из гроба во славе и мир с Собою воскресил. И естество человеческое как Бога воспело Тебя, и исчезла смерть. Адам торжествует, Владыка, и Ева ныне, от уз избавляемая, радуется, взывая: «Ты, Христе, всем даруешь воскресение!»
СПАСЕНИЕ В ПРАВОСЛАВИИ
Кто-то заметит: «А не слишком ли громкое и безапелляционное название — «Спасение в Православии»? А почему бы и нет!
Нынче модно ругать Православную Церковь и всех, кто носит нательные кресты не ради украшения или магической защиты. Модно поносить Православие, мотивируя это свободой совести, а когда православные говорят хоть слово в защиту своей веры— то, в буквальном и переносном смысле, заставлять их молчать, парадоксально мотивируя это всё той же «праведной» борьбой за «свободу совести». А ещё очень часто можно услышать, как люди, не имеющие отношения к Православной Церкви, пламенно объясняют, как нужно православным жить и вести себя по-православному и, особенно, — как священникам быть священниками.
И всё-таки спасение в Православии! Безбожнику это объяснять — весьма не просто. А вот, тому, кто тянется к вере — пожалуй, что можно…
Итак, да, люди, крещённые в Православии, бывают и очень испорченными, и, случается, совершают чудовищные поступки. Но само вероучение Церкви здесь ведь не при чём. Иначе, как объяснить тот факт, что ещё апостолу Павлу в своих посланиях приходилось укорять некоторых первых христиан в греховности и беззакониях — говорит ли это о том, что учение, которое проповедовал апостол, с самого начала уже было ложным? Или тот факт, что Иуда стал предателем, будучи в числе ближайших учеников Христа, говорит ли о ложности учения Христова? Нет, разумеется. Православное вероучение — это дорога, которая не виновата в том, что кто-то с неё сворачивает. История Церкви обширна, и нет сейчас смысла доказывать на её основе истинность Православия — это всё в свободном доступе для изучения.
Но, кроме того, если посмотреть на разного рода неустроенности, сложности и противоречия в жизни православного общества с точки зрения личного спасения каждого человека, с точки зрения Божиего промысла о людях — что мы увидим?
Бог хочет, чтобы все спаслись, и делает всё для этого, но с ведь нашей стороны тоже необходимы серьёзные встречные усилия. Апостол Павел чётко пишет о том, кто такие христиане: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24). И ведь это не просто, и значит, к тому же, что недостаточно только веровать — нужно серьёзно над собой трудиться. А для этого-то как раз возможностей в Православной Церкви предостаточно!
Христос говорит: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим…» (Мф. 11, 29). Где ещё этому можно научиться, если не в Православии? Самое элементарное: нерадивый священник, не в меру строгая бабушка, слишком ревностно охраняющая подсвечник — не смирению ли они учат? И урок это сложный — попробуй-ка искренне простить людям их немощи, попробуй-ка поступить по слову Спасителя, учащего о правильном (и при этом опять же смиренном) отношении к нерадивому священству так: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23, 3), а ещё попробуй-ка сказать вслед за апостолом: «Я, а не кто-то другой, первый из грешников» (См. послание к Тимофею, глава 1, стих 15). Этому и многому другому учит Православие своими богослужениями, которые не сразу открываются человеку в полной мере, своей повседневной внебогослужебной жизнью, и даже тем, что прихожане и духовенство Церкви не ангелы, а люди, которых принять не так-то просто — всё здесь устроено Богом для воспитания человека, для того, чтобы он мог вступить в реальную схватку со своими страстями, чтобы он научился сосредоточиваться на молитве, отбросив в сторону все внешние обстоятельства. Смирение, терпение, прощение, любовь, молитва, духовная борьба… — всему этому учит Православие.
Но это тяжело. И, конечно, гораздо проще пойти к сектантам — там часто так запросто царит дух общинности и вроде бы взаимной любви! Но что мы ищем в Церкви? Покоя и мира в сердце, в душе... Но вот Христос говорит, что только через обретение смирения и кротости обретается настоящий покой и мир. А это уже призыв к подвигу. Да и что за любовь без подвига? Так, страсть обыкновенная. Ведь и Господь говорит любить всех, а не только тех, с кем удобно и приятно жить.
Да, если хочется прийти к людям, а не к Богу, к короткой спокойной жизни в этом мире, а не к Вечности, то в Православии делать нечего. Это фронт духовной борьбы, и православным быть сложно — для этого нужно мужество. Но, одновременно, не говорит ли это о том, что именно здесь уже столько веков скрыто нечто настолько важное, ради чего князь мира сего воюет с Православной Церковью и православными христианами с таким завидным упорством, видя именно в них самых настоящих для себя врагов? Ведь история Православной Церкви — это история борьбы с силами, пытающимися Её разрушить снаружи, и изнутри; путём прямых репрессий и антицерковной пропаганды; всё новыми методами развращения сердец самих членов Церкви и изобретением всё новых мирских преград для желающих вступить в Неё. Стоило ли духам злобы затевать такую масштабную борьбу с Церковью, которая не являлась бы для них серьёзным противником?!
Что же за сокровище скрыто в Православной Церкви? Как его увидеть? Может быть, это получится, если взять однажды и начать приходить в храм только ради встречи с Богом, не оценивая благочестия других людей (оставив это всё Тому же Богу), и, отбросив свои личные представления о духовности, довериться духовному опыту, успешно пережившему тысячелетия, каждая сгоревшая секунда которых так опрометчиво гордилась своей мудростью и исступленно считала себя вечностью. Если начать приходить в храм только ради Бога — может быть, тогда постепенно станет ясно, о каком Сокровище идёт речь, и почему спасение в Православии.