Великая Агиасма — вода освящённая в праздник Крещения Господня. Бутылочки, баночки, фляги и иные сосуды с великой святыней (а именно так переводится греческое слово Агиасма) быстро разлетелись по всему городу — по домам прихожан и тех, кто приходит в церковь лишь изредка. И даже у некоторых мусульман в эту ночь оказалась с собой эта вода, удивительные свойства которой давно уже ставят в тупик исследователей-атеистов, а для верующих людей являются таким радостным, видимым, осязаемым знамением милости Божией.

Крещенская вода — то, чего многие ждут в Богоявленскую ночь. Но только ли ради неё Церковь установила праздновать этот день с такой торжественностью? Ведь Церковь каждый день на своих Престолах имеет несравнимо большую святыню — поистине животворящие для всего человеческого естества Тело и Кровь Христовы, которые верующие принимают в себя в Таинстве Причащения. Значит, всё для спасения есть у нас каждый день, так зачем же нужно Господу ещё и чудо с Крещенской водой?

А что если заглянуть в Евангельскую историю?

Вот приходит к Иордану пророк Иоанн, и начинает свой пламенный призыв к покаянию, на который откликается множество народа, ведь пророк говорит, что только через покаяние возможна встреча человека со Спасителем, Который уже пришёл в мир. Всех, желающих очиститься от грехов своих, Креститель вводит в воды Иордана, где люди исповедуются в своих злодеяниях — очищают души для встречи с Богом, который, как говорит псалмопевец, «возненавидел еси вся делающыя беззаконие» (Пс. 100).

И приходит среди прочих к Иордану Сам Господь, которого все так ждали, и не требует Себе почестей, приличествующих Мессии, но просит только Крещения от рук Иоанна. На Иисусе нет греха, но Он, как все, входит в воду. Этого-то никто не ожидал… Многие толкователи понимают этот поступок Христа в том смысле, что Господь ясно даёт понять людям, что Он пришёл в мир, как равный, как человек — настолько человек, что взяв на Себя грех мира, Он, как истинный же человек, будет страдать за это на Кресте, лишь бы только исцелить в Себе человеческое естество. Бог пришёл помочь людям, послужить их спасению от вечной смерти (о которой многие даже не подозревают и не верят в неё). Ради этого Бог приблизился к людям настолько, что даже служение Своё земное начал со смиренного и такого человеческого Крещения в Иордане.

Но, может быть, придя к Иоанну, Христос ещё и даёт понять, что путь покаяния, который Предтеча указал людям, действительно более чем спасителен и лучше всего делает дорогу каждого человека к Царствию Небесному прямой и верной? Что и говорить — об этом пишут все святые отцы.

Спаситель кротко входит в воду, которая слышала о многих-многих грехах, и тем самым как бы принимает эти человеческие исповеди. Всё настолько правильно идёт, что Бог открывается в этот момент людям в виде Троицы — так, как не открывался ещё никогда. Покаяние и смирение переполняют воздух во время этого события…

Так о чём же должно зримо напоминать нам чудо с Крещенской водой через 2019 лет после Рождества Христова? Не о покаянии ли и смирении, их непременной необходимости и всепобеждающей силе? Вот ведь мы приступаем ко Причастию только после очищения совести в Таинстве Исповеди, так не с тем же ли чувством должны мы прибегать и к Крещенской воде?

«Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», как пишет святитель Афанасий Александрийский. Бог стал человеком… А вот нам как начать ответное движение к Нему? Как человеку стать богом? Ответ на эти вопросы отчасти и скрыт в Крещенской ночи, когда Бог Своим, таким привычным для многих, чудом протягивает всем нам руку и даёт каждому вдоволь живой воды — великой Агиасмы, чтобы только мы помнили о том, какая дорога ведёт нас к домой — в Царствие Божие.

ЧУДО РЕКИ ИОРДАН

Истинно православ­ный христианин не ищет чудес, он и так верует. В то же время радостно и наблюдать их, раз они есть, ведь Сам Господь их посылает.

Например, на Креще­ние Господне, близ того места, где крестился Спаситель, река Иордан идёт вспять и вся вода играет, освящаясь Ду­хом Святым.

Иордан собирает свои воды с гор, с вы­соты около четырёхсот метров над уровнем Геннисаретского моря. При впадении в него Иордан не смешивается с водами моря, как пловец не смешивается с водой, в которой плывёт. Совре­менные снимки из кос­моса показывают, как идёт «дорожка». Далее он впадает в Мёртвое море.

Когда Христос при­нял от руки Иоанна Предтечи Крещение, Иордан пошёл вспять. Вода изменила направ­ление течения.

Река Иордан — ме­сто особое. По её во­дам преподобная Мария Египетская, как по суху, прошла к старцу Зосиме для причастия.

Здесь пророк Илия за 2000 лет до Рожде­ства Христова опускал свою милоть (одежда из овчины) пророку Ели­сею. После взятия Илии на небо Елисею нуж­но было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде; вода расступилась, и он перешёл по сухому дну.

Когда с Божией по­мощью Иисус Навин вводил народ еврейский в землю обетованную, евреям нужно было пе­рейти реку Иордан. По указанию Божию, Иисус Навин велел священни­кам внести Ковчег Заве­та в реку. И лишь только они омочили ноги в воде, как река расступилась: вода, текущая от верхо­вья реки, остановилась стеною, а нижняя часть реки стекла в море. И весь народ перешёл по сухому дну.

Это место находится в государстве Иордания, и только на Крещение дозволяют Патриарху Иерусалимскому совер­шать там Богослужение и освящать воду.

Накануне Крещения Господня православные христиане делают дере­вянные кресты, укрепля­ют на них зажжённые свечи, и река Иордан уносит их в Мёртвое море.

А в день Крещения, когда воды Иордана по­ворачивают вспять и идут из Мёртвого моря, они приносят кресты обратно. И обычно пре­сная вода Иордана ста­новится солёной. Вели­кое множество народа собирается здесь, и все следят, как воды Иорда­на идут вспять. Право­славные паломники оку­наются в реку с головой, освящаясь в солёных водах Иордана.

Замечено, что во вре­мя освящения ветви деревьев по берегам Иордана опускаются так низко, что касаются вод: как бы вся природа поклоняется Крещению Господню и торжествует вместе с освящением во­дного естества.

Эти чудеса видят многие. Господь их по­казывает для укрепле­ния веры и для тор­жества верных Своих рабов.

Свои «Иордани», как их называет народ, де­лают на Крещение. Крест, голубь, вырезанные на льду, проруби для купания. Благоговение, радость! Восторг — окунуться с головой в освящённую Господом воду! Полу­чить благодать, набрать святой воды домой — конечно, радость для любого христианина.

В праздники Божии, в таинствах душа ожи­вает, укрепляется! С нами Бог!