Великая Агиасма — вода освящённая в праздник Крещения Господня. Бутылочки, баночки, фляги и иные сосуды с великой святыней (а именно так переводится греческое слово Агиасма) быстро разлетелись по всему городу — по домам прихожан и тех, кто приходит в церковь лишь изредка. И даже у некоторых мусульман в эту ночь оказалась с собой эта вода, удивительные свойства которой давно уже ставят в тупик исследователей-атеистов, а для верующих людей являются таким радостным, видимым, осязаемым знамением милости Божией.
Крещенская вода — то, чего многие ждут в Богоявленскую ночь. Но только ли ради неё Церковь установила праздновать этот день с такой торжественностью? Ведь Церковь каждый день на своих Престолах имеет несравнимо большую святыню — поистине животворящие для всего человеческого естества Тело и Кровь Христовы, которые верующие принимают в себя в Таинстве Причащения. Значит, всё для спасения есть у нас каждый день, так зачем же нужно Господу ещё и чудо с Крещенской водой?
А что если заглянуть в Евангельскую историю?
Вот приходит к Иордану пророк Иоанн, и начинает свой пламенный призыв к покаянию, на который откликается множество народа, ведь пророк говорит, что только через покаяние возможна встреча человека со Спасителем, Который уже пришёл в мир. Всех, желающих очиститься от грехов своих, Креститель вводит в воды Иордана, где люди исповедуются в своих злодеяниях — очищают души для встречи с Богом, который, как говорит псалмопевец, «возненавидел еси вся делающыя беззаконие» (Пс. 100).
И приходит среди прочих к Иордану Сам Господь, которого все так ждали, и не требует Себе почестей, приличествующих Мессии, но просит только Крещения от рук Иоанна. На Иисусе нет греха, но Он, как все, входит в воду. Этого-то никто не ожидал… Многие толкователи понимают этот поступок Христа в том смысле, что Господь ясно даёт понять людям, что Он пришёл в мир, как равный, как человек — настолько человек, что взяв на Себя грех мира, Он, как истинный же человек, будет страдать за это на Кресте, лишь бы только исцелить в Себе человеческое естество. Бог пришёл помочь людям, послужить их спасению от вечной смерти (о которой многие даже не подозревают и не верят в неё). Ради этого Бог приблизился к людям настолько, что даже служение Своё земное начал со смиренного и такого человеческого Крещения в Иордане.
Но, может быть, придя к Иоанну, Христос ещё и даёт понять, что путь покаяния, который Предтеча указал людям, действительно более чем спасителен и лучше всего делает дорогу каждого человека к Царствию Небесному прямой и верной? Что и говорить — об этом пишут все святые отцы.
Спаситель кротко входит в воду, которая слышала о многих-многих грехах, и тем самым как бы принимает эти человеческие исповеди. Всё настолько правильно идёт, что Бог открывается в этот момент людям в виде Троицы — так, как не открывался ещё никогда. Покаяние и смирение переполняют воздух во время этого события…
Так о чём же должно зримо напоминать нам чудо с Крещенской водой через 2019 лет после Рождества Христова? Не о покаянии ли и смирении, их непременной необходимости и всепобеждающей силе? Вот ведь мы приступаем ко Причастию только после очищения совести в Таинстве Исповеди, так не с тем же ли чувством должны мы прибегать и к Крещенской воде?
«Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», как пишет святитель Афанасий Александрийский. Бог стал человеком… А вот нам как начать ответное движение к Нему? Как человеку стать богом? Ответ на эти вопросы отчасти и скрыт в Крещенской ночи, когда Бог Своим, таким привычным для многих, чудом протягивает всем нам руку и даёт каждому вдоволь живой воды — великой Агиасмы, чтобы только мы помнили о том, какая дорога ведёт нас к домой — в Царствие Божие.
ЧУДО РЕКИ ИОРДАН
Истинно православный христианин не ищет чудес, он и так верует. В то же время радостно и наблюдать их, раз они есть, ведь Сам Господь их посылает.
Например, на Крещение Господне, близ того места, где крестился Спаситель, река Иордан идёт вспять и вся вода играет, освящаясь Духом Святым.
Иордан собирает свои воды с гор, с высоты около четырёхсот метров над уровнем Геннисаретского моря. При впадении в него Иордан не смешивается с водами моря, как пловец не смешивается с водой, в которой плывёт. Современные снимки из космоса показывают, как идёт «дорожка». Далее он впадает в Мёртвое море.
Когда Христос принял от руки Иоанна Предтечи Крещение, Иордан пошёл вспять. Вода изменила направление течения.
Река Иордан — место особое. По её водам преподобная Мария Египетская, как по суху, прошла к старцу Зосиме для причастия.
Здесь пророк Илия за 2000 лет до Рождества Христова опускал свою милоть (одежда из овчины) пророку Елисею. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде; вода расступилась, и он перешёл по сухому дну.
Когда с Божией помощью Иисус Навин вводил народ еврейский в землю обетованную, евреям нужно было перейти реку Иордан. По указанию Божию, Иисус Навин велел священникам внести Ковчег Завета в реку. И лишь только они омочили ноги в воде, как река расступилась: вода, текущая от верховья реки, остановилась стеною, а нижняя часть реки стекла в море. И весь народ перешёл по сухому дну.
Это место находится в государстве Иордания, и только на Крещение дозволяют Патриарху Иерусалимскому совершать там Богослужение и освящать воду.
Накануне Крещения Господня православные христиане делают деревянные кресты, укрепляют на них зажжённые свечи, и река Иордан уносит их в Мёртвое море.
А в день Крещения, когда воды Иордана поворачивают вспять и идут из Мёртвого моря, они приносят кресты обратно. И обычно пресная вода Иордана становится солёной. Великое множество народа собирается здесь, и все следят, как воды Иордана идут вспять. Православные паломники окунаются в реку с головой, освящаясь в солёных водах Иордана.
Замечено, что во время освящения ветви деревьев по берегам Иордана опускаются так низко, что касаются вод: как бы вся природа поклоняется Крещению Господню и торжествует вместе с освящением водного естества.
Эти чудеса видят многие. Господь их показывает для укрепления веры и для торжества верных Своих рабов.
Свои «Иордани», как их называет народ, делают на Крещение. Крест, голубь, вырезанные на льду, проруби для купания. Благоговение, радость! Восторг — окунуться с головой в освящённую Господом воду! Получить благодать, набрать святой воды домой — конечно, радость для любого христианина.
В праздники Божии, в таинствах душа оживает, укрепляется! С нами Бог!