Святой Серафим Саровский известен своими чудесными исцелениями по всему миру. Еще во время его земной жизни, люди знали его удивительный дар пророчества и обращались к нему за помощью или советом. Каждому из них старец дарил неподдельную любовь, спокойствие и надежду на лучшее. И по сей день к мощам преподобного стекаются тысячи людей, уповают на помощь, веря в то, что святой поможет, исцелит.
В июле 1754 года в городе Курске в семье Исидора и Агафии Мошниных родился сын Прохор, которому и суждено было стать одним из величайших русских святых. Отец его владел несколькими заводами и занимался строительством. Весь город уважал этого честного купца и христианина. В конце жизни Исидор начал строить в родном Курске новый большой собор, но скончался, так и не окончив работу. Строительство завершила его жена. Она же воспитала их сына Прохора и наставила его в православной вере.
Всем было ясно, что Господь избрал этого мальчика для какого-то очень важного служения. Так однажды маленький Прохор соралвся с вершины строящейся колокольни и при этом даже не покалечился. А когда в 10-ти летнем возрасте он тяжело заболел, то увидел во сне Божию Матерь, которая пообещала исцелить его. И слова Царицы Небесной скоро исполнились: когда через двор Мошниных проходил крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы, матушка Агафия приложила больного сына к этой святыне, и Прохор тут же пошёл на поправку.
Уже в юности святой понял, что хочет быть монахом. Он сказал об этом своём желании матери, и она отпустила его, благословив на последок распятием, с которым батюшка Серафим не расставался до конца жизни.
По прибытии в Саровский монастырь молодой человек был принят в послушники. В эти годы он много работал в просфорне, пекарне, был столяром, пономарём и исполнял другие послушания. При этом он не пропускал ни одной службы. Скоро по примеру монахов, послушник Прохор испросил благословения после работы уходить в лес для уединённой молитвы. Так прошло два года, и внезапно он заболел водянкой. Болезнь длилась несколько лет. Братия и старцы ухаживали за ним и предлагали ему помощь врачей, но он отказывался, полагаясь на Милость Божию. Когда же он, наконец, смог причаститься, то вновь увидел Богородицу — Она пришла к нему в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова и сказала, указывая на больного: «Сей — от рода нашего…». После чего Она коснулась своим жезлом ноги Серафима, и он скоро исцелился от мучительного недуга.
Прошли ещё годы, и Прохор принял монашеский постриг с именем Серафим, которое так подходило к его пламенной и живой вере. Однажды уже в сане иеродиакона он во время службы увидел Иисуса Христа, идущего через весь храм. Господь остановился у Царских Врат, обернулся к людям и, благословив народ, вошёл в икону. Диакон Серафим так и остался стоять на месте, поражённый видением. После такого чуда преподобный стал вести ещё более сосредоточенную духовную жизнь. А в 39-летнем возрасте в сане иеромонаха он покинул обитель и поселился в лесу, где проводил время в молитвенных бдениях, чтении Писания и физических трудах. Часто в лесу слышно было: как святой поёт церковные песнопения во время своей работы. Люди приходили к нему за советом, и он наставлял их добрым словом; дикие звери навещали его, и он кормил их.
Диавол ненавидел Серафима за его веру и благочестие, и наслал на него долгое и изнурительное мысленное искушение. Но святой победил Сатану, проведя тысячу дней на одиноком лесном камне в покаянной молитве.
Однажды на святого напали бандиты. В этот момент у Серафима в руках был топор, и он мог защищаться. Но помня заповеди Господни, святой отбросил своё оружие и стал молиться. Грабители проломили ему голову, избили до полусмерти и ушли. Кода же старец добрался до монастыря, то все думали, что от таких ран святой умрёт, но и в этот раз Богородица пришла к подвижнику, исцелив смертельные раны. После этого случая он навсегда остался калекой, но простил тех грабителей и просил не наказывать их.
Проведя ещё какое-то время в затворе, отец Серафим по повелению Царицы Небесной стал принимать всех страждущих, которых исцелял молитвой, благодатными словами и своей, поистине, бескрайней любовью. К нему приходили все — от простых иноков до Российского императора. Сохранилось множество письменных свидетельств его помощи.
В конце дней своих батюшка особенно заботился о Дивеевском женском монастыре, где усердно устраивал духовную жизнь.
Уже в старости он стал много болеть, а 1 января 1833 года, предвидя скорую кончину, причастился, и на следующий день умер в своей келии во время молитвы.
Перед смертью преподобный передал дивеевским послушницам одну свечу, сказав, чтобы именно с ней его и встречали, когда он вернется обратно… Свеча эта благоговейно хранилась, и через 160 лет престарелая схимонахиня Маргарита передала ее протодиакону во время перенесения мощей святого уже в наши дни. Отныне честные останки преподобного покоятся в его любимом Дивеевском монастыре. А для описания чудес, совершаемых в настоящие времена по молитвам батюшки Серафима, верно, не хватит и целой книги…
Преподобный Серафим Саровский — этот великий святой земли русской — очень важен для нас. Нам можно и нужно многое почерпнуть из его жизни. Это пример того, как мы должны спасаться. Кто-то скажет: «Он ведь святой, да ещё и монах! Как мы можем брать с него пример?» Но мы должны понимать, что путь ко спасению одинаков для всех, и те, кто достиг святости не являются исключением, а примером для нас.
Цель всех людей — спасение, и тут нет различия между монахом и мирянином.
Путь ко спасению только один — это избавление от страстей…
И только такими усилиями, которые прилагал к этому Серафим Саровский, нам можно спастись — это необходимость. Мы являемся рабами своей плоти, и всё то, что повелевает плоть, мы делаем! Но пока мы не станем хозяевами своей плоти, ни о каком спасении речи быть не может. Потому-то Серафим Саровский умертвлял плоть свою подвигами. Почаще нам нужно читать житие этого святого, чаще нужно читать его наставления, и следовать его примеру (разумеется, под руководством духовника, чтобы не было самочиния).
И сегодня мы просим преподобного Серафима Саровского: «Преподобный Серафиме, научи нас великому делу спасения, пробуди в нас желание спастись и усердие в этом деле!»