Сегодня 14.01.2024, неделя 32-я по Пятидесятнице, По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса ХристаБожественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин.21:1–14 (зач. 66). Лит. – Недели пред Богоявлением: 2Тим.4:5–8 (зач. 298). Мк.1:1–8 (зач. 1). Обрезания: Кол.2:8–12 (зач. 254). Лк.2:20–21,40–52 (зач. 6). Свт.: Евр.7:26–8:2 (зач. 318). Лк.6:17–23 (зач. 24).

От Луки святое Благовествование

Евангелие от Луки. Несколько уникальных эпизодов

2.20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то́, что слышали и видели, как им сказано было.

2.21. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

 

2.40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

2.41. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

2.42. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

2.43. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, 

2.44. но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

2.45. и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

2.46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

2.47. все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

2.48. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

2.49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему?

2.50. Но они не поняли сказанных Им слов.

2.51. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

2.52. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Удивительно, что первыми весть о рождении Спасителя в мир получили пастухи. Ортодоксальные иудеи презирали пастухов, так как они не могли совершать все детальные установления закона. Но именно им, простым людям полей, была первым послана весть Божия.

Хотя Господь и осуждал непомерную ношу различных предписаний закона, о которых так пеклись фарисеи и законники, Он пришел в этот мир исполнить закон, тот закон, который Сам дал людям для спасения.

Одной из таких древнейших норм закона было повеление праотцу Аврааму, и через него всему еврейскому народу, совершать обрéзание как символ завета между Богом и Его избранным народом: Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола… и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным (Быт. 17, 12–13).

Так и в восьмой день после рождения в мир Господь наш Иисус Христос был принесен к священнику для совершения над ним ветхозаветного чина, или таинства обрéзания.

Господь пришел установить Новый Закон, но вместе с тем Ему необходимо было исполнить и Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения начинает исполнять закон посредством священнодействия, к которому Его приносят Пречистая Дева Богородица и Иосиф Обручник. Таким образом, Законодавец первый подчиняется закону.

Чин обрéзания был не единственным обрядом, совершаемым на восьмой день после рождения ребенка. В этот день также нарекали имя. Именно поэтому мы читаем в Евангелии: дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк. 2, 21).

Имя Иисус – греческая форма еврейского имени Иешуа, что является сокращением от имени Иехошуа, состоящего из корней слов «Иехова» – огласовки священной тетраграммы «Яхве», имени Бога, явленного пророку Моисею на горе Синай, и «шу́а», что в переводе означает «спасение».

Это имя было весьма распространено среди иудеев. Чаще всего детей называли так в память ученика пророка Моисея и завоевателя земли Израильской Иисуса Навина. И в этом случае имя переводили как «Бог спасение его». Но после того как нам была явлена тайна Боговоплощения, перевод имени Христа стал более понятен – «Бог Спаситель».

В эти дни нам вновь открывается вся полнота Божественной любви. Спаситель со дней Своего младенчества начинает претерпевать боль телесную, а затем и боль сердечную о каждом из нас, исполняя закон от начала дней Своего рождения до момента крестной смерти. Нам же остается лишь с чувством благодарности принимать эту любовь, сохраняя ее в своем сердце и делясь ею с людьми вокруг нас.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
 
По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 7

Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м сме́рть,/ отве́рзл еси́ разбо́йнику ра́й,/ мироно́сицам пла́ч преложи́л еси́,/ и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́,/ я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же,/ да́руяй ми́рови// ве́лию ми́лость.

Перевод: Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц в радость изменил и Своим апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость.

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 7

Не ктому́ держа́ва сме́ртная/ возмо́жет держа́ти челове́ки:/ Христо́с бо сни́де, сокруша́я и разоря́я си́лы ея́;/ связу́емь быва́ет а́д,/ проро́цы согла́сно ра́дуются,/ предста́, глаго́люще, Спа́с су́щим в ве́ре:// изыди́те, ве́рнии, в воскресе́ние.

Перевод: Уже не сможет более удерживать людей власть смерти, ибо сошел Христос сокрушая и разоряя силы ее. Ад связан, пророки согласно радуются: «Явился, – говорят, – Спаситель тем, кто в вере; выходите, верные для воскресения!»

ДЕНЬ ИМЯНАРЕЧЕНИЯ ГОСПОДА

«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29) — так заповедует Господь людям, желающим спасения. И не даром именно со смирения начинает Свой земной путь Спаситель, ведь оно, по учению многих святых, является одной из самых важных основ духовной жизни. Великое смирение проявил Господь в Рождестве Своём, когда стал Человеком ради нашего спасения. Смирение проявил Он и в день Своего Обрезания, когда, согласно Божиему установлению, был обрезан, как и всякий еврейский младенец мужского пола в те времена. Господь явил людям образец того, как важно неукоснительно соблюдать заповеди Божии, а также и для того, чтобы не возникало сомнений в том, что Христос стал человеком в полной мере, а не только лишь призрачно, как о том учат некоторые еретики. Кроме того, именно после обрезания Спаситель был в соответствии со всеми требованиями Ветхозаветного Закона наречен именем Иисус.

Празднование Обрезания Господня установлено в память обряда обрезания, которое Господь наш Иисус Христос принял на восьмой день после Своего Рождества. Именно в этот день после Рождества Младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве.

Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.

По толкованию Отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти (как учили еретики-докеты).

В Новом Завете обряд обрезания уступил место Таинству Крещения. Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празнованием памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

В песнопениях, посвященных святому Василию, говорится, как он богатством добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.

Чинопоследование Божественной литургии Василия Великого, которая служится в этот день, византийского обряда, совершается только десять раз в году, и составление которой принадлежит самому святому. Песнопения в это день имеют более протяжный напев, чтобы священник успел прочитать молитвы, в частности, евхаристическую, которая длиннее примерно в 4 раза по сравнению с соответствующей молитвой на Литургии Иоанна Златоуста.

Этот великий праздник напоминает нам о многом.

Прежде всего, о том, что Господь претерпел обрезание, чтобы обрезать наши грехи.

Значит и нам, нужно потерпеть болезненное чувство от расставания с грехами, чтобы быть с Господом.


Тропарь Обрезанию Господню, глас 1

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снисхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Перевод:

На Престоле огневидном восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, не познавшей мужа, Матери Твоей, Иисусе; потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. Слава всеблагому Твоему изволению; слава промыслу Твоему; слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!

Кондак Обрезанию Господню, глас 3

Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т/ и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует,/ дае́т спасе́ние днесь ми́ру./ Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх,// и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.

Перевод: Всех Господь обрезание претерпевает и согрешения человеческие, как благой, отсекает, дает в сей день спасение миру; радуется же на небесах и иерарх Творца, и светоносный, Божественный служитель таинств Христовых Василий.