2 января Церковь чтит память святого праведного Иоанна Кронштадтского — еще при жизни почитаемого как святого, горячо любимого народом. Причем, слава о нем гремела не только в России, но и за рубежом. Его называли просто — «дорогой батюшка». Именно с этих слов начиналось несметное количество писем, присылаемых на адрес отца Иоанна в город Кронштадт. А в посланиях — скорби, нужды, беды и просьбы о молитве — «Батюшка, помолись, родной…».
Иван Ильич Сергиев — настоящая фамилия отца Иоанна, родился 1 ноября 1829 года в селе Сура Архангельской области в семье сельского дьячка. Ребенок был настолько слабым, что его сразу в тот же день окрестили. Родители воспитывали чадо в любви к Богу. Отец постоянно его брал на службу в церковь, поэтому Ваня вырос с особой трепетной любовью к богослужению, которую пронес через всю жизнь. Как и сострадание к нищим. Семья Сергиевых была бедной, и Ванечка с ранних лет знал, что такое нужда.
Собрав от скудости необходимые средства, отец отрока Иоанна определил его в Архангельское приходское училище. Но учеба с трудом давалась Ване — преподаваемое он запоминал плохо, многое не понимал и не усваивал. Однако, зная, каких трудов и материальных затрат стоило семье определить его в училище, Иоанн начал молиться. Как он сам описывал в своих дневниках, однажды после горячей сердечной молитвы к Богу о помощи в учебе, Ваня почувствовал изменения. На утро он встал, взял книги и понял, что «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове» — он стал лучше читать и понимал прочитанное. С тех пор он стал учиться отлично. В числе лучших Иоанн закончил училище и был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Учась в Академии, он хотел посвятить себя миссионерской работе — отправиться с проповедью в земли Сибири и Северной Америки. Однако Господь избрал его для не менее сложного служения — пастырского, среди народа бунтарского, развратного, забывшего из-за крайней нужды и неустроенности о нравственности и человечности. Примерно таким можно представить облик общества тогдашнего Кронштадта — северной военно-морской крепости России, слывшей не самым благополучным и спокойным местом в стране. По окончании Академии в 1855 году праведный Иоанн вступает в брак с Елизаветой, дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора. 12 декабря он принимает сан священника. Однако сразу после женитьбы он объявил супруге, что желает оставаться девственником и полностью отдать себя на служение Богу. Супруге с трудом, но все же пришлось принять решение мужа.
И разве не исполнил задуманное и сказанное супруге праведный Иоанн? Он полностью отдал себя на служение Богу и людям. Он выходил с проповедями в массы, заходил в дома людей, оказавшихся «на дне», с теплотой и заботой обращался с каждым, приходящим к нему, не оставался равнодушным в ситуациях, когда другой прошел бы мимо, вразумлял, наставлял… Все это были бы пустые слова, если бы не красноречивые доказательства, исторически зафиксированные в летописях. Если ранее даже на Пасху Андреевский храм полностью не заполнялся, то с приходом батюшки через некоторое время его служения, собор не мог вместить всех желающих. А служил святой Иоанн Кронштадтский каждый день. Литургия была основой его пастырского служения. «Я умираю, — пишет он, — когда не служу Литургии». Вспомните, на иконах часто праведный Иоанн Кронштадтский изображается с Евхаристической Чашей в руке. Другой рукой он указывает на Чашу, в которой Источник жизни и бессмертия.
Народ полюбил «дорогого батюшку», поверил ему, почувствовал в нем его святость и близость к Богу. К Иоанну Кронштадтскому стало стекаться огромное количество людей со всей страны. Все это неоднозначно воспринималось со стороны высшего духовенства и сослуживцев. Многие глумились над ним, обвиняли его в лицемерии, клеветали на него и обвиняли в юродстве. Не секрет, что даже в газетах о нем появлялись сатирические иллюстрации и статьи, где открыто смеялись над ним — такой, дескать, нашелся святоша. Но свой крест Иоанн Кронштадтский нес терпеливо, с удивительным смирением.
Те, кто не мог приехать к праведнику Божиему лично, писали ему письма с просьбами о молитве. Рассказывают, что из-за нескончаемого потока посланий для батюшки Иоанна пришлось даже открывать в городе дополнительное отделение почты. Можете такое себе представить? Их доставляли на адрес священника в больших бельевых корзинах. И батюшка молился. Из его жития нам известно, что праведный Иоанн Кронштадский взял за правило в своей жизни никому не отказывать в просьбе. Благодаря этому его правилу впервые и открылось, что молитва его имеет дерзновение перед Господом. Сам Иоанн Кронштадский так пишет о своих первых случаях чудотворений:
«Кто-то в Кронштадте заболел. Просили моей молитвенной помощи. У меня и тогда уже была такая привычка: никому в просьбе не отказывать. Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка, которую я давно знал. Она была богобоязненная, глубоко верующая женщина, проведшая свою жизнь по-христиански и в страхе Божием кончившая свое земное странствование. Приходит она ко мне и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. Помню, тогда я почти испугался: как я могу — думал я — иметь такое дерзновение? Однако эта старушка твердо верила в силу моей молитвы и стояла на своем. Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою — он выздоровел. Я же благодарил Господа за эту милость. В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо уже усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога — молиться за тех, кто будет этого просить».
Так и жил Иоанн Кронштадский — для других, полностью отдавая себя тем, кто нуждается в помощи и поддержке, в первую очередь, молитвенной. Хотя и материально батюшка отдавал все. Раздавал деньги, одежду, обувь. Есть свидетельства, что много раз он возвращался домой босой. Все свое жалование он тут же отдавал нищим. Из-за этого впоследствии епархиальным начальством было принято решение передавать все его ежемесячное жалование непосредственно супруге — матушке Елизавете.
Очень часто батюшка вместе с письмами получал огромные средства в благодарность от людей, получивших исцеление или разрешение в сложных ситуациях по молитвам святого. Иногда это были огромные деньги. Однако и их, не глядя и не пересчитывая, священник отдавал нуждающимся. Иногда даже не заглядывая в конверт, он тут же отдавал его первому бродяжке. Себе Иоанн Кронштадтский не оставлял ничего. Все годы своего служения он прожил в одной небольшой квартире. Известно, что ежедневно он кормил тысячу нищих. Построил «Дом Трудолюбия», в котором была школа, мастерские, приют и, конечно, церковь. В родном селе он основал и построил монастырь с большим храмом, в Санкт-Петербурге был построен женский монастырь на Карловке, ныне — Иоаннов.
По молитвам батюшки происходили чудеса при жизни. Происходят они и сегодня. Ему молятся о заступничестве перед Богом в самых разных ситуациях, ведь среди святых нет жесткой «специализации» или «зоны ответственности». Святого Иоанна Кронштадского можно попросить и о помощи в учебе, об укреплении в вере, при душевных и телесных болезнях. Известно много случаев исцелений по молитвам батюшки от недуга пьянства. Вот один такой пример, рассказанный мужчиной, лично видевшим праведного Иоанна Кронштадтского. У него была семья, двое деток. Но он мало ценил подаренное Богом счастье. Мужчина настолько крепко пил, что довел семью до крайнего разорения. Жена была вынуждена ходить по миру и собирать милостыню. Жили они в небольшой деревянной избе. И вот однажды приходит глава семьи как всегда пьяный в дом и видит, что в его скромном жилище сидит некий молодой священник. На руках у батюшки мирно сидит его сынок. По словам мужчины, глаза у священника добрые и серьезные, «точно в самое сердце смотрели и всё насквозь видели». Стыдно ему стало: «Опустил я глаза, а он смотрит прямо в душу. Начал говорить… О том, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий…». Мужчина вспоминает, что Иоанн ни в чём его не винил, не поучал, даже наоборот — оправдывал. Да только ему не до оправданий в тот момент было — ком к горлу подошёл, глаза защипало. Святой ушёл, а автор рассказа провёл несколько часов в тяжёлых мыслях. С той дивной встречи он больше не пил: «И вот с тех пор я человеком стал».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский мирно отошел ко Господу 2 января 1908 года. Об этом дне он знал и предсказал его заранее. На похоронах батюшки было несметное количество людей. Городские улицы и площади были переполнены народом. Несмотря на общую скорбь и причитания, по свидетельству очевидцев — отпевание было больше похоже на пасхальную утреню. Оно было благодатным и светлым — отошел ко Господу уникальный светоч, дивный молитвенник, преславный чудотворец. И сегодня святой Иоанн Кронштадтский слышит наши просьбы, обращенные к нему, наши молитвы, исполненные веры и надежды. В наше время также по молитвам святого происходит много чудес и исцелений — об этом достаточное количество свидетельств. И мы с верою и любовью помолимся дорогому батюшке: святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!
Молитва ко Господу св. Иоанна Кронштадтского:
Господи! Имя Твое — Любовь — не отвергни меня, заблуждающегося.
Имя Тебе Сила — укрепи меня, изнемогающего и падающего.
Имя Тебе Свет — просвети мою душу, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе Мир — умири мятущуюся душу мою.
Имя Тебе Милость — не переставай миловать меня. Аминь.