Препросла́вленный от Го́спода святи́телю и чудотво́рче Спиридо́не!

Ны́не всечестну́ю па́мять твою́ пра́зднующе,

я́ко мно́го могу́щему споспе́шествовати нам о просла́вльшем тя Христе́,

уми́льно вопие́м ти:

изба́ви нас от вся́ких бед и зол, да с благодаре́нием зове́м ти: 

Ра́дуйся, Спиридо́не, преди́вный чудотво́рче.

В Соборе святых апостолов Петра и Павла прошли

торжественные богослужения в

день памяти величайшего святителя Спиридона

Тримифунтского, которого весь христианский мир почитает

наравне со святителем Николаем Чудотворцем.

Богослужения возглавил иерей Владислав Овчаров, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения богослужений исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.А. 

Накануне вечером, 24 декабря, в храме было совершено Всенощное бдение с пением акафиста святителю  Спиридону Тримифунтскому. На полиелее священнослужители пропели величание: "Велича́ем тя,/ святи́телю о́тче Спиридо́не,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас/ Христа́ Бо́га на́шего."

25 декабря, в Седмицу 30-ю по Пятидесятнице,  состоялась праздничная Божественная Литургия. Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Евр. 8:7–13 (зач. 319). Мк. 8:11–21 (зач. 33). Свт.: Евр. 13:17–21 (зач. 335). Лк. 6:17–23 (зач. 24).

От Марка святое Благовествование

Новый Завет. Евангелие от Марка по главам – смотреть онлайн все 16 видео от  Новый Завет. Евангелие от Марка по главам в хорошем качестве на RUTUBE

8.11. Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его.

8.12. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

8.13. И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

8.14. При сем ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке.

8.15. А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.

8.16. И, рассуждая между собою, говорили: это значит, что хлебов нет у нас.

8.17. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?

8.18. Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?

8.19. Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных коробов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать.

8.20. А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Сказали: семь.

8.21. И сказал им: как же не разумеете?

После чудесного насыщения четырех тысяч человек семью хлебами Господь тотчас отправляется в Далмануфу, селение, находившееся возле Магдалы на западном берегу Галилейского озера.

Как отмечает святитель Иоанн Златоуст, «ни одно из знамений не побудило людей следовать за Ним так, как чудо о хлебах, причем они хотели не только идти за Ним, но и сделать Его царем. Поэтому, чтобы избежать подозрения в мятеже, Он после совершения этого чуда удаляется. И чтобы за ним не последовали, удаляется не пешим ходом, а на лодке».

Но как только Господь прибыл в далмануфские пределы и вышел на берег, к Нему тотчас же приступили фарисеи. Имея точные сведения обо всех совершенных Господом чудесах, они, тем не менее, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его (Мк. 8, 11).

Они просили показать им какое-либо чудесное явление, которое могло бы быть и для них, и для всех остальных людей ясным доказательством Его Божественного достоинства как Мессии.

Понимая все лукавство фарисеев, не желающих замечать явных знамений, указывающих на Его мессианское достоинство, Господь говорит: не дастся роду сему знамение (Мк. 8, 12). Не желая дольше оставаться с ними, Спаситель, только что вышедший из лодки, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

Неожиданность отъезда на другую сторону озера лишила апостолов возможности сделать запас хлеба на предстоящее плавание, и они отчалили от берега, имея с собой всего лишь один хлеб. Это беспокоило их. А Господь, сев в лодку, скорбел об ожесточении сердец фарисеев. Желая предостеречь Своих учеников от лицемерия, Он наставляет их: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой (Мк. 8, 15).

Апостолы же решили, что этими словами Господь упрекает их за то, что они упустили возможность достать хлеба. Тогда Господь действительно упрекнул их за недостаток веры, за непонятливость и забывчивость, напомнив о дважды свершившемся чуде насыщения нескольких тысяч человек несколькими хлебами. Только после этого апостолы поняли, что Господь предупреждает их от учения фарисеев и саддукеев.

Так Господь наставляет и нас на путь истинности понимания веры и закона Божьего. Мы не можем следовать только внешним аспектам религиозной практики, не обращая внимания на окружающих нас людей, их потребности и нужды. Очень важно не просто исполнять предписания, а еще и иметь благоговейное сердце по отношению к Богу и каждому человеку, исполняя заповедь Божию о любви к ближним, творя дела любви и милосердия и усердно трудясь во спасение души.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

ЧУДО СВЯТИТЕЛЯ СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО

Уже почти 1700 лет мощи святителя Спиридона Тримифунтского остаются нетленными. Более того, они, подобно живому телу, мягки и имеют температуру тела здорового человека — 36,6 градусов. Ученые, исследовавшие феномен, только разводят руками и констатируют это как «факт, не изученный наукой». Люди верующие относятся к этому проще и называют явление нетленных мощей Спиридона Тримифунтского великим Божьим чудом.

Сейчас мощи святителя находятся на острове Корфу в городе Керкиры. И если сказать, что его на острове почитают — значит, ничего не сказать о народной любви к святому. Для всех жителей Корфу Спиридон Тримифунтский — как родственник, важный и бесконечно уважаемый.

Святителя Спиридона Тримифунтского почитали испокон веков. Простой и кроткий, он не мог не полюбиться народу с «загадочной русской душой». Люди молились святому с надеждой на заступничество перед Господом во всяких житейских трудностях, равно как и Николаю Чудотворцу. Так уж получилось, что оба этих святых и жили в одно время, оба сыграли важную роль в установлении истинной православной веры, и дни памяти их находятся в церковном календаре совсем рядом. 19 декабря мы вспоминаем святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, а через шесть дней, 25 числа — Спиридона Тримифунтского. 

Житие святителя Спиридона Тримифунтского удивительно, полно чудес и, конечно, не может оставить душу равнодушной, не охваченной духовной жаждой. Сам Спиридон с детских лет находил утешение лишь в уединении, проведенном в молитве и псалмопении. Он родился на Кипре в небогатой семье в конце III века. Спиридон был пастухом и занимался этим всю жизнь — даже в епископском сане. Неслучайно на иконах он изображен не в дорогой митре, а в простой шапочке, сплетенной из лозы или сшитой из овечьей шерсти. Такие носили в те времена пастухи. До принятия сана Спиридон был женат, имел детей. Однако вскоре жена умерла, и он с еще большим усердием стал угождать Богу делами милосердия. За его благочестивую жизнь и чистое боголюбивое сердце Господь наградил его даром чудотворения, а в правление императора Константина Великого Спиридона хиротонисали во епископа Кипрского города Тримифунта.

Светлая жизнь Спиридона Тримифунтского наполнена большим количеством чудес. Святитель воскрешал мертвых, изгонял бесов, вызывал дождь в сильную засуху, но, пожалуй, одним из самых важных событий тех времен остается участие Спиридона Тримифунтского в I Вселенском соборе, созванном в 325 году для разоблачения ереси Ария. Тот утверждал, что Сын Божий — это созданное Богом Отцом творение, то есть не равное Ему Лицо. На стороне Ария выступали многие философы, которые силою слова и ложных логических умозаключений разрушали доводы в пользу Единосущной Троицы. Казалось, спору не будет конца…

Тогда попросил вступить в состязание Спиридон Тримифунтский. К слову, зная его душевную простоту и неученость, святителя не хотели пускать, однако он настоял на своем. Лишенная громких фраз речь свт. Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе, — начал святитель. Мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».

В самое сердце философа проникли эти слова. Он, наконец-то, понял бессмысленность всех своих доводов против речи святого, устами которого говорит Сам Бог. Обратившись к друзьям, он призвал их последовать за старцем. Спиридон Тримифунтский показал и наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Взяв в руки кирпич, он стиснул его — вверх поднялся огонь, вниз потекла вода, а в руках осталась глина. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тогда святитель, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а НЕ СОТВОРЕН, и единосущен с Богом Отцом. Именно так все мы исповедуем свою веру и по сей день.

Известен случай, когда святитель Спиридон Тримифунтский служил Богослужение вместе с Ангелами. Было это так: вошел он как-то в храм и, несмотря на отсутствие людей, велел возжечь все лампады и все свечи. Святитель с необычайной одухотворенностью начал богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и другие священнослужители услышали в ответ великое множество голосов сверху: «И духови твоему». На каждой ектении хор пел «Господи, помилуй», и не было для слуха ничего слаще этих голосов. Ни один даже самый искусный человеческий хор не мог сравниться с этим чудным небесным пением. Люди слышали его звуки далеко за пределами храма и  стали сходиться в надежде поближе послушать то, что так услаждало сердце. Однако, войдя в храм, они не увидели никого, кроме епископа Тримифунтского и еще нескольких служителей.

Спиридон Тримифунтский всегда отличался неприхотливостью в жизни, носил простую одежду, питался весьма скромно. Однажды он поспешил к императору, страдающему сильным недугом. Но слуга на входе во дворец ударил по щеке святителя, который своим внешним видом напоминал, скорее, бедняка, чем прославленного чудотворца. Спиридон Тримифунтский, исполняя Заповедь Христа, кротко подставил вторую щеку. Слуга тем самым сразу понял, кто перед ним, и молил святого о прощении.

Святителя Спиридона уподобляют Патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. Однажды в дни Четыредесятницы к нему в дом пришел странник. Он был очень утомлен, и святитель Спиридон сказал дочери, чтобы та обмыла гостю ноги и предложила поесть. Однако из-за поста в доме не было даже муки — сам святитель, как известно — «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Дочь сказала, что в доме ничего нет. Тогда Спиридон Тримифунтский приказал ей пожарить соленое свиное мясо, которое лежало в запасе. Усадив за стол странника, святитель принялся за трапезу, предлагая тому подражать себе. Путешественник отказывался, ссылаясь на пост. На это святой сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: «Вся чиста чистым».

На протяжении всей своей жизни святитель отдавал часть из собранного урожая бедным. Также он давал в долг нуждающимся — кладовые его были открыты, и любой мог брать оттуда, сколько нужно, а потом вернуть. Спиридон Тримифунтский никогда не проверял и не контролировал эти дела, оставляя это на совести каждого. Как-то взял у него деньги в долг один человек. А когда пришел возвращать, святитель лишь показал ему место, откуда он мог брать, когда ему необходимо, а потом туда же самостоятельно возвращать должную сумму. Первое время тот человек честно приносил деньги обратно, и дела его шли хорошо. Разбогатев, он решил слукавить и, придя к святому, только сделал вид, а сам не вернул задолженную сумму. Незамедлительно дела его стали ухудшаться, пока, наконец, тот человек не потерпел полный крах. Он пришел к Спиридону Тримифунтскому снова занимать, а тот ему и говорит: «Пойди и возьми оттуда, куда ты в последний раз клал деньги». Так был проучен человек, потерявший из-за жадности совесть.

С тех пор святителю Спиридону Тримифунтскому молятся перед началом любого дела, связанного с финансовыми вложениями, открытием своего дела. Но чаще всего святого просят о заступничестве перед Богом при бытовых неурядицах, связанных с жильем — покупкой, продажей, разменом. Известно множество случаев, когда по молитвам святителя Спиридона, людям удавалось приобрести квартиру на совершенно невероятных условиях.

Впрочем, на острове Корфу, где покоятся мощи святителя Спиридона, его считают покровителем путешествующих. Сам святой тоже время от времени «путешествует» — по крайней мере, так утверждают служители храма имени Спиридона Тримифунтского. Дело в том, что рака с мощами святителя открывается с двух сторон одновременно — соответственно двумя людьми. Иногда бывает, что ключ отказывается поворачиваться. В таких случаях говорят: «Опять Спиридон Тримифунтский ушел кому-то помогать». Кстати, бархатные башмачки святого время от времени приходится менять, так как они вопреки всем законам реального мира истаптываются, словно от постоянной ходьбы. Эту мягкую обувку аккуратно разрезают на мелкие кусочки и раздают православным людям по всему миру. Большой редкостью и радостью считается получить такой кусочек башмачка, ведь его «носил» сам Спиридон Тримифунтский — святой, через которого Господь так щедро являет нам Свои чудеса.

 

Тропарь святителю Спиридону Тримифунтскому, чудотворцу, глас 1

Собо́ра Пе́рваго показа́лся еси́ побо́рник и чудотво́рец,/ Богоно́се Спиридо́не о́тче наш. /Те́мже ме́ртву ты во гро́бе возгласи́в/ и змию́ в зла́то претвори́л еси́,/ и внегда́ пе́ти тебе́ святы́я моли́твы,/ а́нгелы, сослужа́щия тебе́, име́л еси́, свяще́ннейший./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: На соборе первом защитником истины и чудотворцем явился ты, Богоносный Спиридон, отче наш. Потому ты к мертвой в могиле обратился, и змею в золото превратил, и при пении святых молитв Ангелы сослужили тебе, священнейший! Слава Прославившему тебя, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему чрез тебя всем исцеления!

Кондак святителю Спиридону Тримифунтскому, чудотворцу, глас 2

Любо́вию Христо́вою уязви́вся, свяще́ннейший,/ ум впери́в заре́ю Ду́ха,/ де́тельным виде́нием твои́м дея́ние обре́л еси́, Богоприя́тне,/ же́ртвенник Боже́ственный быв,// прося́ всем Боже́ственнаго сия́ния.

Перевод: Любовью Христовой уязвившись, священнейший, ум окрылив сиянием Духа, ты, Боговдохновенный, преуспел в действенном созерцании, став жертвенником Божественным, прося для всех Божественного озарения.

Молитва святителю Спиридону Тримифунтскому, чудотворцу

О, вели́кий и пречу́дный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Спиридо́не, Керки́рская похвало́, всея́ вселе́нныя свети́льниче пресве́тлый, те́плый к Бо́гу моли́твенниче и все́м к тебе́ прибега́ющим и с ве́рою моля́щимся скоропредста́тельный засту́пниче! Ты́ ве́ру правосла́вную на Нике́йстем Собо́ре посреде́ отце́в пресла́вно изъясни́л еси́, триеди́нство Святы́я Тро́ицы чуде́сною си́лою показа́л еси́ и еретико́в до конца́ посрами́л еси́. Услы́ши на́с, гре́шных, святи́телю Христо́в, моля́щихся тебе́, и си́льным твои́м предста́тельством у Го́спода изба́ви на́с от вся́каго зла́го обстоя́ния: от гла́да, пото́па, огня́ и смертоно́сныя я́звы. Ты́ бо во вре́менней жи́зни свое́й от все́х си́х бе́дствий избавля́л еси́ люде́й твои́х: от наше́ствия ага́рян и от гла́да страну́ твою́ сохрани́л еси́, царя́ от неисце́льнаго неду́га изба́вил и мно́гия гре́шники к покая́нию приве́л еси́, ме́ртвых пресла́вно воскреша́л еси́, за свя́тость же жития́ твоего́ А́нгелы, неви́димо в це́ркви пою́щия и сослужа́щия тебе́, име́л еси́. Си́це у́бо просла́ви тебе́, ве́рнаго Своего́ раба́, Влады́ка Христо́с, я́ко вся́ та́йная челове́ческая дея́ния дарова́ тебе́ разуме́ти и облича́ти непра́ведно живу́щия. Мно́гим, в ску́дости и недоста́точестве живу́щим, ты́ усе́рдно помога́л еси́, лю́ди убо́гия изоби́льно во вре́мя гла́да напита́л еси́ и и́на мно́га зна́мения си́лою в тебе́ живу́щаго Ду́ха Бо́жия сотвори́л еси́. Си́це и на́с не оста́ви, святи́телю Христо́в, помина́й на́с, ча́д свои́х, у Престо́ла Вседержи́теля и умоли́ Го́спода, да пода́ст мно́гих на́ших грехо́в проще́ние, безбе́дное и ми́рное житие́ да да́рует на́м, кончи́ны же живота́ непосты́дныя и ми́рныя, и блаже́нства ве́чнаго в бу́дущем ве́це сподо́бит на́с, да вы́ну возсыла́ем сла́ву и благодаре́ние Отцу́ и Сы́ну и Ду́ху Свято́му, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.