Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) один из тех, кто пострадал за веру Христову во времена Сталинских репрессий. Удивительна и поучительна жизнь этого архипастыря, благодаря трудам которого был канонизирован другой великий русский святой, носивший это древнее имя, а именно — преподобный Серафим Саровский. Что общего между этими двумя угодниками Божиим, жившими в разное время, в совершенно разных условиях?
Как мы знаем, преподобный Саровский старец не зря носил такое имя — Серафим, что значит «пламенный». Его служение Богу и спасению ближних было поистине горячим, пламенным. Об этом рассказывает его житие и те, кто лично знал этого святого, которого почитают не только в России, но и по всему православному миру. Таким же самоотверженным служителем Божиим был и священномученик Серафим (Чичагов).
Родился будущий митрополит Серафим (а в миру — Леонид) в 1865 году в Петербурге в семье военного, принадлежавшего к именитому дворянскому роду. И, конечно же, жизнь его с самого начала была связана с армией: он принял Крещение в храме при военном училище, а, повзрослев, сам стал офицером и прошёл всю Русско-турецкую войну, удостоившись за свой героизм звания поручика Гвардии и нескольких боевых наград.
Но по возвращении на Родину Господь привёл поручика Чичагова к праведному Иоанну Кронштадтскому. И эта встреча перевернула всю жизнь молодого офицера. Отныне и до самой кончины Кронштадтского праведника все самые важные дела в своей жизни будущий святой Серафим делал только с его благословения. Вскоре Леонид женился, и у них с супругой родились четыре дочери. У него были блестящие перспективы в армии, ведь к тому времени он был удостоен десяти российских и иностранных военных наград. Но Леонида всё больше тянуло к священническому служению. И в этом также проявилась его пламенная цельная натура: ради помощи ближним он изучил медицинское дело, а также самостоятельно приобрёл обширнейшие познания в богословии.
Гвардейский офицер Л.М. Чичагов с супругой Н.Н. Чичаговой
В 1893 году на тот момент уже полковник Леонид Чичагов принял сан священника. Однако начало его служения было ознаменовано тяжелейшим испытанием — супруга батюшки Наталья Николаевна скончалась после недолгой тяжёлой болезни. Отец Леонид, похоронил супругу в Дивеевском монастыре, приготовив там место и для себя… А пока с помощью Божией он, несмотря на горе, продолжил своё служение, заботясь и о своих четырёх дочерях, которые теперь были всецело на его попечении.
Батюшка восстанавливал различные храмы, порученные священночалием его заботам, налаживал в них общинную жизнь. Но любовь к молитве и к Богу, постепенно обратили взор пастыря к монашеству. И, очевидно, именно это и привело его к духовной встрече с преподобным Серафимом, который на тот момент не был ещё канонизирован. Отец Леонид стал автором «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая открыла ему и его современникам личность и величие батюшки Серафима. Примечательно, что во время своего первого приезда священник Леонид встретился с одной из монахинь, которые лично знали Саровского чудотворца. При этом старица сказала отцу Леониду, что сам святой поручает ему сообщить императору Николаю II о том, что пришло время прославления преподобного.
В 1898 году отец Леонид принял монашество и был наречён именем Серафим. Скоро он был возведён в сан архимандрита и стал настоятелем одного из суздальских монастырей. А уже в 1903 году, благодаря его непосредственным трудам и личному участию императора, произошло долгожданное прославление Серафима Саровского.
Дальнейший путь архимандрита Серафима был таким же стремительным и пламенным, как и у его великого тёзки, хотя времени на монашеское уединение у него почти не было. Он был возведён в архиерейский сан, и в каждой из епархий, в которые ему довелось служить, со свойственной ему энергией налаживал в первую очередь общинную жизнь и всячески способствовал духовному возрастанию своей паствы. За свои труды он даже был удостоен личной благодарности императора.
Революция и годы репрессий не сулили ничего хорошего подобному архиерею-подвижнику. Аресты, ссылки — безбожники гнали митрополита Серафима всё это время. Однако он уповал только на Бога, как можно больше служил в храме и поучал народ в своих проповедях держаться веры Христовой: «Паче всего думайте о хранении, совершении и непрерывном служении Литургии. Будет она — будут и Церковь, и Россия!»
В ноябре 1937 года митрополиту Серафиму было уже 82 года, он был прикован болезнью к постели. И именно в таком виде, на носилках, на машине «скорой помощи» его доставили в Таганскую тюрьму. А уже 11 декабря он в числе прочих мучеников был расстрелян на Бутовском полигоне.
Ему так и не довелось найти своё последнее пристанище рядом с супругой, но Господь чудными путями всё-таки связал его жизнь с Дивеевской обителью, где она была похоронена. И, конечно, Бог привёл его к самой настоящей встрече с Дивеевским старцем Серафимом — уже в Царствии Небесном, где эти два пламенных служителя веры Христовой ныне возносят к Богу свои святые молитвы о России и Церкви.
Одна из дочерей священномученика, которую звали Леонида, позже тоже стала монахиней и подвизалась в Пюхтицкой обители. А его родная внучка Варвара приняв, так же, как и дед, монашество стала впоследствии игуменией Серафимой (вновь это святой имя!), настоятельницей Московского Новодевичьего монастыря.