Сегодня 03.12.2023, неделя 24-я по Пятидесятнице, Рождественский пост, Предпразднство Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк. 24:1–12 (зач. 112). Лит. – Еф. 5:8–19 (зач. 229). Лк. 12:16–21 (зач. 66). Прп.: Гал. 5:22 – 6:2 (зач. 213). Мф. 11:27–30 (зач. 43).

От Луки святое Благовествование

Евангелие от Луки. Несколько уникальных эпизодов

12.16. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

12.17. и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

12.18. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,

12.19. и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

12.20. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

12.21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

В Палестине жители часто приходили со своими неразрешимыми спорами и тяжбами к уважаемому раввину. Однажды приступил ко Господу некий человек и просил, чтобы Господь повелел брату его разделить с ним наследство. И хотя Господь не хотел вмешиваться в спор из-за денег, эта просьба послужила Ему поводом поведать Своим последователям о том, как им следует относиться к материальным ценностям.

Предостерегая от недуга любостяжания, то есть излишнего попечения о богатстве и приобретении земных благ, и подчеркивая, что человек в своих помыслах и заботах не должен стремиться к обладанию земными сокровищами, но прежде всего искать Царствия Божиего, Господь рассказывает притчу о безумном богаче.

Богатство этого человека заключалось в изобилии земных плодов. У него было много плодородной земли, и он приобретал все больше и больше, пока не получил совершенно неслыханный урожай. Думая о том, что же делать со всем этим урожаем, богач рассуждал так: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? (Лк. 12, 17).

Нисколько не помышляя о будущей жизни, он думал лишь о том, как бы использовать свои богатства для наслаждений в этой, земной, жизни. У него не было мыслей о Боге и о духовной жизни. Все его мысли сводились к следующему: и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 19).

Такой образ мыслей вовсе противоположен нормам христианской жизни. Вместо самоотречения этот человек жадно стремился к самоутверждению; вместо того, чтобы поделиться с людьми, он пытался сохранить то, что у него было в изобилии.

Думая лишь о настоящем моменте и ограничивая все свои планы одной лишь земной жизнью, богач и не подозревал, что наступит последний день этой жизни, и ему даже не придется насладиться собранными сокровищами. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20).

Таков путь и таков конец всякого человека, уповающего на земное богатство. Он собирает для себя, в то время как тайна жизни, все ее богатство заключаются в самоотдаче. Он не в Бога богатеет, не трудится ради таких богатств, которые будут с ним и тогда, когда он оставит землю и сможет их взять с собой.

Действительно, Спаситель никогда не осуждал пользование земными благами как дарами, ниспосылаемыми Богом. Он призывал к тому, чтобы мы не считали себя хозяевами и полновластными распорядителями этих благ, но признавали эти блага Божиим достоянием. Себя нам следует считать только управителями, приставленными к этому достоянию, обязанными управлять им согласно с волей Божией, дабы исполнять заповедь Господа о любви к ближним и творить им благо.

Мы же будем помнить, что вместо того, чтобы собирать земные богатства для себя, нужно богатеть в Бога, то есть заботиться о снискании вечных, нетленных богатств или добродетелей, которые можно приобрести, лишь расходуя земные богатства не для собственного удовольствия и наслаждения, а для совершения добрых дел всякого рода.


По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
 
По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 1

Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жи́знь./ Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче:/ сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями, и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 1

Воскре́сл еси́ я́ко Бо́г из гро́ба во сла́ве,/ и ми́р совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя́, и сме́рть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Е́ва ны́не от у́з избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты́ еси́, И́же все́м подая́, Христе́, воскресе́ние.

Перевод: Воскрес Ты, как Бог, из гроба во славе и мир с Собою воскресил. И естество человеческое как Бога воспело Тебя, и исчезла смерть. Адам торжествует, Владыка, и Ева ныне, от уз избавляемая, радуется, взывая: «Ты, Христе, всем даруешь воскресение!»

СЛЕДУЙ ЗА БОГОРОДИЦЕЙ!

Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы — один из двенадцати самых главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви.

О чём он, этот праздник? И почему ему отведено в богослужебной жизни такое почётное место? Ведь само событие введения во Храм Девы Марии по сути не имеет прямого отношения к истории спасения человечества. Но, как сказал однажды в одной из своих проповедей на Введение митрополит Сурожский Антоний: «Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось… И есть праздники, также как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии…» — важном для всего человечества внутреннем событии, даже если историческая основа события не вполне ясна.

За основу праздника Введения взяты два апокрифических текста: «Протоевангелие Иакова» и латинское «евангелие псевдо-Матфея». Ни в одном из этих текстов (несомненно, основанных на древнем христианском предании) не сказано о самом удивительном моменте события Введения — о том, что Дева Мария была введена первосвященником в Святое Святых — в самое священное место Иерусалимского храма, куда мог входить только раз в год только сам первосвященник. О входе Девы Марии в это место говорят только тексты богослужебных книг. Так что же перед нами — богослужебная ошибка или даже фальсификация?! Разумеется, нет. И мудрые писатели наших богослужебных книг имеют в виду что-то гораздо более важное для нас, чем простое историческое событие. Вот и святитель Феофан Затворник, а в след за ним и митрополит Антоний Сурожский ясно говорят о великом духовном смысле праздника Введения во храм:

«Празднуя ныне сие действие из Ее жизни, как дети Ее по вере и духу, понудим себя и подражать сему действию по его силе и значению. Ибо еще Пророком предызображено: «приведется царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе… и введутся в храм царев» (Пс. 44, 15-16). Девы - это души верующих; храм царев - это внутреннейшее Богопребывание. Если мы - верующие, то по следам Богоматери должны восходить во внутренний Храм - пред лице Самого Царя и Бога…» - пишет святитель Феофан.

И действительно, было ли в самом деле или не было физическое вхождение будущей Богородицы во Святое Святых — не важно. Главное, что праздник и богослужение Введения говорит нам о начале пути Девы Марии — удивительного, долгого пути Её к тому, чтобы впервые в истории человечества, человек сам стал живым храмом для Бога, а сердце человека подлинно переродилось во Святое Святых — в священнейшее место, где Бог пребывает и вступает с человеком в общение.

Богородица стала первой из потомков Адама, для кого Бог перестал быть только внешней силой — став храмом, Она вместила Бога в Себя. И ведь каждый христианин призван Ей подражать! И апостол Павел говорит об этом ясно в своём первом послании к Коринфянам, напоминая, что тела верующих — это храмы Духа Святого (1 Кор. 6, 19).

Что ещё сказать в это великий день? Маленькая Девочка стоит с родителями у порога Храма. Сейчас она поднимется на первую ступень храмовой лестницы, и начнётся для будущей Божией Матери новая, духовная жизнь — начнётся Её и наша дорога к Рождеству Христову. И если мы — верующие, то должны идти вслед за нашей Царицей Небесной.

Тропарь предпразднства Введения во Храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Ра́дость предобруча́ет всем А́нна ны́не,/ печа́ли сопроти́вный плод прозя́бши, еди́ну Присноде́ву,/ Ю́же и приво́дит, моли́твы исполня́ющи,/ днесь веселя́щися, в храм Госпо́день,// я́ко су́щий храм Бо́га Сло́ва и Ма́терь чи́стую.

Перевод:

С радостью обручает всех Анна сегодня, враждебный печали плод взрастив, Единственную Приснодеву, Которую и приводит, обеты выполняя, сегодня радуясь, в храм Господень, как настоящий храм Бога Слова и Мать чистую.

Кондак предпразднства Введения во Храм Пресвятой Богородицы, глас 4

Весе́лия днесь вселе́нная испо́лнися вся/ в благознамени́том пра́зднице Богоро́дицы,/ зову́щи:// Та есть сень Небе́сная.

Перевод:

Радостью сегодня наполнился весь мир в знаменитом празднике Богородицы, взывая: «Ты покров Небесный».

Что ещё сказать в это великий день? Маленькая Девочка стоит с родителями у порога Храма. Сейчас она поднимется на первую ступень храмовой лестницы, и начнётся для будущей Божией Матери новая, духовная жизнь — начнётся Её и наша дорога к Рождеству Христову. И если мы — верующие, то должны идти вслед за нашей Царицей Небесной.