Сегодня 15.10.2023, в неделя 19-ю по Пятидесятнице, Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Сергий Осинцев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 20:11–18 (зач. 64). Лит. – 2 Кор. 11:31 – 12:9 (зач. 194). Лк. 6:31–36 (зач. 26). Свв.: 1 Тим. 1:12–17 (зач. 280). Ин. 10:9–16 (зач. 36).
От Луки святое Благовествование
6.31. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
6.32. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
6.33. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
6.34. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
6.35. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
6.36. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Сегодняшний евангельский отрывок передает нам ту часть Нагорной проповеди Спасителя, которую мы смело можем озаглавить как «Слово о бескорыстии в делах любви».
Этими простыми словами Господь устанавливает важные нормы поведения для каждого христианина, первая из которых звучит так: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6, 31).
Иисус Христос устанавливает «золотое правило»: делать для других то же, чего мы сами от них ждем. И действительно, суть христианской жизни заключается в том, чтобы с усердием совершать хорошие поступки.
Научая, что добродетель любви к любящим нас не заслуживает высокой награды, Спаситель вопрошает: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят (Лк. 6, 32). Этими словами Спаситель желал показать ученикам, что если они будут любить только любящих их, то не станут выше даже мытарей или язычников, которые так делают по естественному закону любви, вложенному в человека.
Желая, чтобы Его ученики были достойными сынами Небесного Отца, Христос заповедал: любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6, 35).
Таким образом, сначала Господь убеждает естественным законом: чего желаешь себе, то делай и другим. Далее Спаситель говорит и о награде: всякий, имеющий любовь к врагам, а также благотворящий и отдающий, не ожидая ничего в ответ, будет подобен Богу.
Восходя по лестнице христианского совершенства, возрожденный человек сподобится высочайшей любви к врагам, заповедью о которой и заключает Господь первую часть Своей Нагорной проповеди. И, желая показать, насколько исполнение этой заповеди приближает слабого и несовершенного человека к Богу, Христос подтверждает, что идеал христианина – это Бог: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 35).
В сегодняшнем евангельском чтении Господь раскрывает для нас смысл жизненных идеалов, которые Он Сам воплотил на земле.
Призывая Своих последователей быть милосердными, как милосерден Отец Небесный, Господь заново открывает для нас возможность стать подобными Богу, то есть любить и прощать врагов, творя им добро.
А также указывает на то, к чему следует стремиться каждому христианину: к любви, благости и милосердию, благодаря которым мы становимся детьми Божиими.
ПЕРВАЯ ХОДАТАИЦА
Утром все, как у всех. Быстрый подъем, завтрак… куртка, обувь, ключи, дверь. И вот — впереди новый день, полный своих забот и тревог. А у кого их нет? Дети, супруг, ЖКХ, ипотека — у каждого свой список — у кого-то короче, у кого-то длиннее. И лишь какая-то забытая мысль слегка не дает покоя. Какая? Вот решу все проблемы и вспомню, обязательно вспомню, найти бы в этой суете лишь минуточку.
Покров Пресвятой Богородицы. Событие, которое легло в основу этого праздника, произошло в 910 году в Константинополе. Город осадили кровожадные враги, и ему неминуемо грозила гибель и разорение. Тогда все жители собрались во Влахернском храме для общей молитвы ко Пресвятой Богородице, риза которой как величайшая святыня пребывала в этой церкви. Жители молились с верой, слезно, горячо. И Царица Небесная не просто заступилась и помогла, но явилась Сама и, паря в воздухе, распростерла покрывало — покров со Своей головы над всеми молящимися, как бы показывая, что берет их под Свою защиту. Это увидели святой юродивый Андрей и его ученик Епифаний. Отсюда и название праздника — Покров — защита, значит, заступничество.
Сколько веков прошло с того времени. Мы ничего не знаем о жизни тех людей — строго ли они соблюдали заповеди, честны ли были, не обижали ли кого. Можем лишь утверждать с полной уверенностью, что всё их упование в тот момент было на Пресвятую Богородицу, они с детской искренностью вверили себя в руки Матушки Небесной. Ведь судя по всему, у жителей не было ничего, чтобы дать достойный отпор врагу. Отчаялись ли они? Махнули ли рукой? Сдались ли без боя, рассудочно просчитав таким образом меньшее пролитие крови? Нет, они молились.
Мы часто задаем себе этот вопрос-мы верим в Бога, но вот доверяем ли Ему? Если честно, я часто задаю себе этот вопрос, когда в душе поднимается тревога или встает неподъёмная задача. Жизнь большинства из нас состоит из проблем и трудностей, добавляют «красок» новости о международных событиях и рассылки по «ватсапу», что все продукты ядовиты, прививки опасны, телефоны прослушиваются, а медикаменты подделываются... И этот враг не в далеком 910 году, а сегодня каждый день атакует душу. Он осаждает сердце в виде мелких проблем и крупных потрясений. Помним ли мы в этот момент, Чьей благодатной силой живём и дышим, Кто готов придти нам на помощь? Доверяем ли Ему разрешить наши проблемы так, как Ему угодно?
Вот и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Ведь, что случилось тогда, в 910 году? Божия Матерь заступилась и защитила христиан, молящихся Ей. И не только. Она явила, что всегда и на все времена является главной надеждой и опорой верующих.
Осталось только научиться доверять Ей как первой Ходатаице за нас Сыну Своему. А научимся доверять, так и войдем в незримый предел Ее великого Покрова.
ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́:/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
Перевод:
Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и а́д ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тва́рь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Ада́м свесели́тся,// и ми́р, Спа́се мо́й, воспева́ет Тя́ при́сно.
Перевод:
Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо ужасался, и мертвые восставали. И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.