Преставление преподобного Сергия Радонежского / Православие.Ru

 

Сегодня 07.10.2023, Неделя 18-я по Пятидесятнице, Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392)Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Роман Пудов и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 20:1–10 (зач. 63). Лит. – 2 Кор. 9:6–11 (зач. 188). Лк. 5:1–11 (зач. 17). Прп.: Гал. 5:22 – 6:2 (зач. 213). Лк. 6:17–23 (зач. 24).

От Луки святое Благовествование

Евангелие от Луки. Несколько уникальных эпизодов

5.1. Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

5.2. увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

5.3. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

5.4. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5.5. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

5.6. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

5.7. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

5.8. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

5.9. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

5.10. также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

5.11. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

Знаменитое озеро Галилеи известно под тремя названиями: Галилейское море, Тивериадское море и Геннисаретское озеро. Когда мы в последний раз слышали проповедь Господа, Он был в синагоге, теперь же проповедует на берегу озера. Правда, Господь снова будет проповедовать в синагоге, но приближается время, когда дверь в собрание иудеев будет для Него закрыта и церковью для Христа станет берег озера или дорога, а кафедрой – лодка. Он будет там, где люди будут Его слушать.

Одним из ярких образов сегодняшнего евангельского отрывка является образ апостола Петра, а точнее – пока еще Симона. Именно к нему обращается Христос, повелевая отплыть на глубину и закинуть сети для лова. На что Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась (Лк. 5, 5–6).

И действительно, когда Господь предложил рыбакам забросить сети, каким бы усталым ни был Симон, он был готов попытать счастья еще раз. Несчастье многих людей заключается в том, что они опускают руки в тот момент, когда им нужно было сделать всего лишь одно усилие – обратиться за помощью к Богу.

Симон Петр, став вновь свидетелем чуда Христа, обращается к Нему со словами: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных (Лк. 5, 8–9).

Конечно, чудо, совершенное Спасителем, особенно поразило Симона. Он понял, что Господь хочет дать ему какое-то особое поручение, – и страх перед неизвестным будущим наполнил его душу. Но в ответ Господь успокоил апостола словами: не бойся; отныне будешь ловить человеков (Лк. 5, 10).

В сегодняшнем евангельском чтении мы видим проявление действенной веры как готовности делать то, что на первый взгляд кажется невозможным.

И если мы хотим чуда богообщения в нашей жизни, то должны поверить Иисусу Христу на слово, исполняя Его мудрые повеления и со вниманием принимая все Его наставления, оставленные нам в Святом Евангелии.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
 
По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков поздравил именинников с днем небесного покровителя и обратился к прихожанам со словами проповеди.

С чувством величайшей благодарности за неустанную заботу о своих духовных чадах и всех прихожанах нашего храма,

от всего сердца поздравляем дорогого Настоятеля Собора Протоиерея Сергия Снопкова, иерея Сергия Осинцева и иерея Сергия Сафонеева с Именинами и желаем крепкого здоровья,

благодати Святого Духа и всех великих и богатых милостей от Господа нашего Иисуса Христа!

Многая Вам и благая лета, дорогие батюшки!


ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 1

Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жи́знь./ Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче:/ сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями, и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 1

Воскре́сл еси́ я́ко Бо́г из гро́ба во сла́ве,/ и ми́р совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя́, и сме́рть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Е́ва ны́не от у́з избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты́ еси́, И́же все́м подая́, Христе́, воскресе́ние.

Перевод: Воскрес Ты, как Бог, из гроба во славе и мир с Собою воскресил. И естество человеческое как Бога воспело Тебя, и исчезла смерть. Адам торжествует, Владыка, и Ева ныне, от уз избавляемая, радуется, взывая: «Ты, Христе, всем даруешь воскресение!»

Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому, на преставление, глас 4

И́же доброде́телей подви́жник,/ я́ко и́стинный во́ин Христа́ Бо́га,/ на стра́сти вельми́ подвиза́лся еси́ в жи́зни вре́менней,/ в пе́ниих, бде́ниих же и поще́ниих о́браз быв твои́м ученико́м;/ те́мже и всели́ся в тя Пресвяты́й Дух,/ Его́же де́йствием све́тло укра́шен еси́./ Но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ помина́й ста́до, е́же собра́л еси́, му́дре,/ и не забу́ди, я́коже обеща́лся еси́,/ посеща́я чад твои́х,// Се́ргие преподо́бне, о́тче наш.

Перевод: Добродетелей подвижник, ты, как истинный воин Христа Бога, против страстей крепко подвизался в жизни временной, в псалмопении, бдении и постах став примером для твоих учеников. Потому и вселился в тебя Пресвятой Дух: Его действием ты украшен светло. Но имея дерзновение ко Святой Троице, поминай стадо, собранное тобой премудро, и не забудь, как ты обещал, посещать детей твоих, Сергий, преподобный отче наш.

Ин тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому, на преставление, глас 8

В чистоте́ жития́ исто́чник слез твои́х, испове́дания трудо́вныя по́ты совокупи́л еси́, и купе́ль духо́вную источи́л еси́, свяще́нный Се́ргие, преподо́бне, омыва́вши сугу́бстве творя́щим любо́вию па́мять твою́ скве́рны обоя́мы душе́вныя и теле́сныя. Сих ра́ди, ча́да твоя́ су́ще, вопие́м ти: моли́, о́тче, Святу́ю Тро́ицу о душа́х на́ших.

Перевод: В чистоте жития источник слез твоих ты соединил с по́том подвигов веры, и тем источил духовную купель, святой преподобный Сергий, в которой омываешь душевную и телесную нечистоту всех почитающих с любовью память твою. Поэтому мы, чада твои, взываем к тебе: «Моли, отче, Святую Троицу о душах наших».

Кондак преподобному Сергию, игумену Радонежскому, на преставление, глас 8

Христо́вою любо́вию уязви́вся, преподо́бне,/ и Тому́ невозвра́тным жела́нием после́довав,/ вся́кое наслажде́ние плотско́е возненави́дел еси́,/ и я́ко со́лнце Отече́ству твоему́ возсия́л еси́;/ тем и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя./ Помина́й нас чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Се́ргие Богому́дре.

Перевод: Любовью ко Христу уязвленный, и за Ним с неуклонной волей следуя, всякое наслаждение плотское возненавидел ты, преподобный, и как солнце Отечеству твоему воссиял: потому и Христос даром чудес обогатил тебя. Поминай нас, почитающих пресветлую память твою, дабы мы взывали тебе: «Радуйся, Сергий Богомудрый!»

Ин кондак преподобному Сергию, игумену Радонежскому, на преставление, глас 8

Я́ко безпло́тным равножи́тель всех преподо́бных превозше́л еси́ по́стническими труды́ и бде́нии моли́твенными, му́дре Се́ргие, тем восприя́л еси́ от Бо́га исцели́ти неду́ги и прогони́ти бе́сы и того́ ра́ди вопие́м ти: ра́дуйся, о́тче преподо́бне Се́ргие.

Перевод: Как равный житием бесплотным (ангелам) ты превзошел всех преподобных постническими трудами и молитвенными бдениями, мудрый Сергий, поэтому получил от Бога (благодать) исцелять болезни и изгонять бесов, потому и мы взываем к тебе: «Радуйся, отче преподобный Сергий».

Преподобному Сергию, игумену Радонежскому

Величание преподобному Сергию, игумену Радонежскому

Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче Се́ргие, / и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче а́нгелов.

ХРАНИТЕЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

8 октября весь православный народ празднует преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, великого подвижника и чудотворца всея Руси. Преподобный Сергий — защитник народа, пастырь, игумен добрый, призывавший князей и народ к единству по слову Господа «Да вси едино будут». Он видел, что только в единстве с Богом истинная сила народам.

Преподобный Сергий был сыном ростовского боярина Кирилла и супруги его Марии. Еще в младенчестве Сергий обнаружил некоторую склонность к подвижничеству. Так Варфоломей (мирское имя) не хотел брать грудь матери, когда она принимала в пищу мясо; в среду и пятницу совершенно отказывался от груди.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Отроку тяжело давалось учение, сверстники над ним смеялись, учителя наказывали, родители выговаривали. Варфоломей горячо молился Богу, чтобы Он просветил разум благочестивого отрока. Однажды отец послал его за лошадьми. Привыкший беспрекословно выполнять просьбы своих родителей, отрок отправился в поле и по дороге встретил инока-старца — или, скорее, посланного Богом ангела в иноческом образе, у которого он испросил молитв ко Господу, чтобы он помог ему уразуметь грамоту. Старец исполнил его просьбу, и с этого времени святой отрок без затруднения читал книги и понимал все написанное в них, ревностно посещал храм Божий и познал сладость в молитвах к Богу. Поэтому и мы обращаемся к преподобному Сергию в своих молитвах, чтобы Господь даровал благопотребное для нас: разумение в учебе, истинную веру и упование на Бога, послушание родителям.

Когда юноше Варфоломею исполнилось 20 лет, он просил родителей благословить его на иноческий постриг, желая посвятить себя Господу. Но родители попросили его послужить им в старости — проводить до могилы, предать погребению. И Варфоломей, как покорный и любящий сын повиновался воле своих родителей, усердно старался он успокоить их старость, чтобы заслужить их молитвы и благословение. Незадолго до своей кончины родители Кирилл и Мария приняли постриг в Покровском Хотьковом монастыре и по своем преставлении были погребены там же.

Исполнив свой долг, раздав часть своего скудного имущества на помин души, а другую — младшему брату Петру, и вместе со своим старшим братом Стефаном, тогда уже овдовевшим, он отправился по окрестным лесам искать удобное место для отшельнической жизни. Для подвигов они избрали возвышенную местность в десяти верстах от Хотьково, где срубили убогую келлию и малую церковь во имя Святой Троицы, на освящение которой получили благословение митрополита Феогноста. Стефан не выдержал трудностей, оставил брата Варфоломея и удалился в Богоявленский монастырь Москвы. Юноша остался жить в полном уединении среди густого леса. Варфоломей еще усерднее стал готовить себя к иноческой жизни, строго исполняя монашеское правило, укрепляя себя в трудах и подвигах. Лишь только после этого он решил принять пострижение. На 23-м году жизни в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха (память 7 октября), постриг был совершен игуменом Митрофаном, который впоследствии уговорами преподобного перешел к ним в пустынь на постоянное служение.

День и ночь Сергий славословил имя Господе, душа его горела божественным огнем и благочестивой ревностью. Плоть свою он умерщвлял постом и непрестанными трудами. Особенно много скорбей и искушений испытал от бесов в начале своего одиночества в пустыни. Они грозили разорить до основания церковь и келлию подвижника, а его самого убить. Преподобный же вооружившись молитвою и честным крестом, отгонял силу вражию и, славословя Бога, пребывал без всякого опасения. К нему приходила стая голодных волков, и тотчас скрывалась в чаще леса. Но однажды преподобный заметил медведя у своей кельи, который был голоден. Сжалился подвижник над зверем, вынес кусок хлеба и положил на пень. С тех пор медведь стал часто посещать преподобного, ожидая обычного подаяния и не уходил до тех пор, пока не получал его.

Молва о необычном подвижнике стала распространяться, к преподобному стали приходить богобоязненные иноки, желая разделить с ним его подвиги и житие. Преподобный, видя настойчивость и твердость намерений пришельцев, призывал их приготовиться к терпению: «Теперь приготовьте сердца свои не на пищу и питие, не на покой и беспечалие, но на терпение, чтобы переносить всякое искушение и всяк труд: приготовьтесь на пост, на подвиги духовные и на многие скорби».

Мирно протекала жизнь пустынной обители. Когда отошел ко Господу игумен Митрофан, совершивший постриг Сергия, братия долгими уговорами призывали преподобного принять сан священства и вместе игуменства над ними. Сергий долго отказывался, но побежденный любовью братии, видя в этом волю Божию, принял от святителя Афанасия сан иерея. Много сотворил чудес Господь по молитвам преподобного Сергия. Помолившись над небольшой лужицей дождевой воды — забил мощной струей источник ключевой воды. Помолившись, преподобный Сергий воскресил умершего отрока, сжалившись над потрясенным от горя отцом. Господь не оставлял своего молитвенника, укрепляя его в подвигах. Великий князь Дмитрий Иоаннович перед сражением на Куликовом поле испрашивал молитв и благословения преподобного всему своему воинству. Окропив воинов святой водой, преподобный промолвил: «За имя Христово, за веру правослвную нам подобает и душу свою положить и кровь свою пролить». Во время битвы преподобный с братией неотступно стоял на молитве, благодатию Божией он видел перед собой все, что происходило на Куликовом поле. Победа была одержана.

Игумен строго запрещал инокам выходить из обители для того, чтобы просить пропитания у мирян. Он требовал, чтобы они возлагали надежду на Бога, питающего всякое дыхание, и у Него с верою просили бы всего благопотребного.

Но величайшим утешением для преподобного Сергия явилось благодатное посещение самой Царицы Небесной со апостолами Петром и Иоанном во время его ночной молитвы. Матерь Божия, коснувшись упавшего перед ней на колени Сергия, сказала: «Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя, ибо услышаны твои молитвы об учениках. Не скорби больше об обители своей: отныне она будет иметь изобилие во всем не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего», Святой провел без сна всю ту ночь, размышляя о милостивом посещении пречистой Владычицы.

Глубоко почитали прп. Сергия не только ближние чада его, братия обители и богомольцы, приходившие слышать слово его и получить исцеление и утешение в телесных и душевных недугах, но и современные ему святители, князья Русской земли и бояре.

За полгода до своей кончины преподобный Сергий призвал братию, передал управление обителью своему ученику преподобному Никону, а сам принял на себя подвиг безмолвия. 25 сентября 1392 года приобщившись Святых Христовых Таин, преподобный отошел чистой душой ко Господу.


Всякий раз посещая обитель преподобного Сергия, в сознании грешного человека происходит что-то вразумляющее невидимой силой пересмотреть свою жизнь, заглянуть внутрь себя и Господь по молитвам преподобного творит чудеса, наступает прозрение своей греховности, внутреннее самоуглублении и нередкое пренебрежение к внешнему.

Сам преподобный укреплял в себе и других внутреннего человека.

Ведь если заботиться о внутреннем человеке, внешнее приложится.