Сегодня 01.10.2023, Неделя 17-я по Пятидесятнице, Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Роман Пудов и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регента Прохоровой О.Н. и диакона Павла Орлова.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк. 24:36–53 (зач. 114). Лит. – Недели по Воздвижении: Гал. 2:16–20 (зач. 203). Мк. 8:34 – 9:1 (зач. 37).

От Марка святое Благовествование

След апостола Марка в Священном Писании и Предании Церкви

8.34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

8.35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

8.36. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

8.37. Или какой выкуп даст человек за душу свою?

8.38. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

9.1. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

Строки сегодняшнего евангельского чтения содержат призыв Спасителя, обращенный к Его истинным последователям: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).

Каждый следующий за Спасителем когда-то повторяет вслед за апостолом Павлом, что теперь живет не он, а Христос в нем, то есть теперь он живет не для того, чтобы следовать своим желаниям, но чтобы следовать воле Христовой и находить в этом абсолютную свободу. По словам Господа, следование Его воле заключается в нашем подражании Ему, в несении своего креста.

Христианин должен осознать, что жизнь дана ему не для того, чтобы беречь ее для себя, а для того, чтобы по примеру Христа жертвовать ею для других. Кто хочет спасти свою жизнь, отвергаясь Господа или предавая Его заповеди, тот погубит все надежды на жизнь, которую Спаситель приобрел для него такой дорогой ценой, а потому Христос добавляет: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35).

Господь откровенен и честен по отношению к Своим последователям. Спаситель обещает нам славу Своего Царства, а не легкий жизненный путь. Конечно, человеку свойственно беречь свою жизнь, избегать страданий и стремиться к благополучию, к жизненным удовольствиям и наслаждениям. Но это тот путь, на который стремится увлечь людей дьявол, желая их погибели. Не таков путь Христа и Его истинных последователей, и поэтому Спаситель замечает: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8, 36–37).

Говоря о вознаграждении верных и воздаянии неверным, Спаситель замечает: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38).

Христианство всегда встречается с трудностями в этом сложном и враждебном мире. Человек, который при таких обстоятельствах стыдится проявить себя христианином, боится показать, на чьей он стороне, не может надеяться занять место в грядущем Царствии Божием.

Нам необходимо помнить следующее: если, предаваясь со смирением воле Божией и неся свой крест за Христом, мы и подвергнемся тяжким испытаниям и страданиям в этой жизни, то этим спасем свои души и приобретем сокровища на небесах.

И тогда двери Царства Небесного будут открыты для нас, и мы будем там не посторонними, но желанными: теми, кого Бог желает видеть рядом с Собой.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.
КРЕСТОНОШЕНИЕ 
 
Крест Христов стал символом победы Евангельского учения над самой смертью. Крест Христов дал людям надежду на избавление от всех бед. Крест Христов указал людям направление к вечной жизни, и этот путь открыт во все времена до скончания века. Но в праздник Воздвижения Креста Господнего Церковь вспоминает ещё и то, как эта святыня была обретена когда-то. Мы вспоминаем поиски царицы Елены, мы вспоминаем чудеса явленные от того самого Креста, на котором был распят Господь. Однако редко мы вдумываемся в то, что же это было за время для Церкви — время, когда Крест был найден.
Это были дни, когда гонения на христиан сошли на нет. Ещё вера Христова не стала господствующей религией в империи, но впереди уже маячили те благословенные времена, когда римские города украсятся христианскими храмами, а Евангелие станет почитаемым почти во всём народе. И вот на заре этой эпохи является Крест Христов.
Святитель Феофан Затворник делает интересное замечание относительно того, для чего же установлен праздник Воздвижения: «Чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: «Душа! Много добра у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!», а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех Крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение…, внушая вторым в терпении стяжевать души свои, воодушевляя на то с уверенностью, что со Креста идут прямо в Рай»
Также и в Римской империи получилось так, что на пороге благоденствия христианам был явлен Крест Спасителя, как напоминание об истинном пути христианина. Не секрет, что человек от долгой мирной и сытой жизни расслабляется. Это справедливо и в отношении христиан — одно дело приходить на службу в храм, зная, что это подвиг, и совсем другое — знать, что храм — вот он, и что прийти туда можно в любое время, без страха за свою жизнь.
И вот является Крест, напоминая, что духовная борьба за душу человека должна этим человеком вестись всегда — вне зависимости от внешних обстоятельств. Христианство — есть борьба, а не только лишь исполнение внешних предписаний. Христианин всегда должен стремиться к тому идеалу, который он видит на Кресте Христовом. Это было справедливо для Римской империи времён святого императора Константина, справедливо это и сейчас — во времена, когда храмы открыты и только ждут наших шагов ко Спасению.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 8

С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да на́с свободи́ши страсте́й,// Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, – жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 8

Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́,/ и Е́ва лику́ет во Твое́м воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.

Перевод: Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, и Адама воскресил, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира торжествуют о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.