В Соборе святых апостолов Петра и Павла состоялись службы

двунадесятого праздника

́

«Воздвижение Честного и Животворящего

Креста Господня».

Праздничные службы возглавил настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Роман Пудов, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения богослужений исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.А.

Этот праздник одновременно торжественный и грустный, он напоминает не только о величии и торжестве победы Господа над смертью, но и о Его страданиях на Кресте. Главной особенностью богослужения на праздник Воздвижения Креста Господня является вынос в конце вечерней службы Креста из алтаря для благоговейного поклонения.

После Великого Славословия настоятель Собора святых апостолов Петра и Павла возложил на голову Крест и в преднесении светильников, каждения фимиама и при пении «Святый Боже» вынес его северными дверями из алтаря, являя собой образ Христа, несущего Свой Крест на Голгофу. 

По завершении чина Воздвижения, украшенный живыми цветами Крест был помещён на праздничный аналой посередине храма. Под пение тропаря "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим" священнослужители вместе с прихожанами совершили земные поклоны этой Святыне.

 

Утром, 27 сентября, в Соборе святых апостолов Петра и Павла прошла Божественная Литургия. Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 12:28–36 (зач. 42 от полу́). Лит. – 1 Кор. 1:18-24 (зач. 125). Ин. 19:6–11, 13–20, 25–28, 30–35 (зач. 60). 

От Иоанна святое Благовествование

Проблема неоднородности новозаветных текстов: Евангелие от Иоанна,  синоптические евангелия, послания апостола Павла : Богослов.RU

19.6. Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

19.7. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

19.8. Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

19.9. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

19.10. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

19.11. Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

 19.13. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

19.14. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

19.15. Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

19.16. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

19.17. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; 

19.18. там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19.19. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

19.20. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

 19.25. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

19.26. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

19.27. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

19.28. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

 

19.30. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

19.31. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

19.32. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

19.33. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 

19.34. но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

19.35. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

В те страшные дни, когда Спаситель принес Себя в жертву ради нашего искупления, крест был страшным орудием казни, на которую обрекли Господа старейшины иудейские. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его (Ин. 19, 1618).

Святитель Кирилл Александрийский замечает: «Осужденный уже и подвергшийся смертному приговору, при всецелом отсутствии вины, Он выходит наконец, имея на плечах дерево, на котором должен был подвергнуться распятию. И это ради нас, ибо справедливо наложенные законом наказания на согрешивших Он взял на Себя».

Даже в самых страшных мучениях Христос являет великий образ любви: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26–27).

Блаженный Августин пишет: «Своим примером Он наставлял учеников тому, что забота о родителях пристойна благочестивым детям… Из этого спасительного учения постиг апостол Павел то, чему сам учил: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Кто же более домашний, чем родители детям и дети родителям? И вот Учитель дал Собою пример этой спасительнейшей заповеди, когда… как человек матери, от которой рожден и которую теперь покидал, – вместо Себя поставил как бы другого сына».

Крест – символ любви Божией к человеку.

И наша с вами задача быть достойными этой любви, распространяя ее по всему миру – начиная с наших с вами домов и семей.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.
 

Тропарь Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня, глас 1

Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.

Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.

Кондак Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, – да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

Величание Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня 

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Крест Твой святы́й,/ и́мже нас спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия