новолетие

День 14 сентября или 1 сентября по старому стилю в православном календаре отмечен как Начало индикта или новолетие – церковный Новый год. Полное название праздника: Начало индикта, еже есть новаго лета.

Год православного христианина — это цикл воспоминаний событий Нового Завета. Ежегодно мы празднуем этапы жизни Спасителя, пришедшего в этот мир: Его Рождество, Крещение, Крестные страдания, смерть и Воскресение. Мы готовимся к этим дням через посты и богослужения, учимся добродетелям на примере святых. Через ежегодное напоминание этих событий для человека открывается возможность спасения: проживая их снова и снова, христианин идет по пути своего духовного возрастания. 

Цикл церковного года начинает двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября. Завершает – Успение Божией Матери 28 августа.

Что же означает понятие «индикт» и почему мы празднуем начало церковного года 1 сентября?

Из истории Индикта

Что такое индикт?

Слово «индикт» происходит от латинского indictio – объявление. Так в Римской империи обозначался «финансовый год» – 15-летний период сбора налогов, в начале которого император объявлял переоценку имений и изменение суммы податей. Начинался он 1 сентября. Со временем в греческом языке слово «индикт» приобрело значение «год».

Утверждение в православии

Есть еще одна версия установления этой даты. 1 сентября 312 года святой равноапостольный император Константин Великий одержал победу над римским правителем Максенцием. Благодаря этому в 313 году был подписан Миланский эдикт, который узаконил Христианскую Церковь, уравнял в правах христиан и язычников, что означало прекращение гонений. В этот день стали праздновать окончательную победу христианства.

1 сентября было установлено в 325 году в Никее святыми отцами Первого Вселенского Собора как первое число церковного календаря.

император Константин

Новый год в Древней Руси

У славян новолетие издревле приходилось на 1 марта, что, вероятнее всего, было связано с пробуждением природы.

С Крещением Руси в 988 году из Византии были переняты многие христианские традиции, в том числе и византийское летоисчисление от Сотворения мира. Церковный год начинался 1 сентября, однако в народе началом года продолжали считать 1 марта. Лишь в конце XV века, в 1492 году (что было 7000 годом от Сотворения мира) официальное начало года было перенесено на 1 сентября.

Наступление нового церковного и государственного года отмечалось широким празднованием. Служилась литургия, перед которой на главной городской площади епископ совершал «чин летопроводства», как бы «проводов года». В торжестве на Соборной площади Кремля принимал участие и князь.

новолетие славянский новый год

«Разъединение» церковного и гражданского года вновь произошло в 1700 году указом Петра I. Под европейским влиянием первый российский император перенес официальное начало года на 1 января и ввел летоисчисление от Рождества Христова. С тех пор чин летопроводства не служится, а совершается только благодарственный молебен после Литургии.

новый год 1 сентября

Почему календарь был изменен на новый

После революции 1918 года новая власть ввела в России григорианский календарь. Церковь его не признала. И по сей день православная Церковь живет по юлианскому календарю, который ориентирован на движение Солнца относительно звезд. На I Вселенском соборе именно по Юлианскому календарю была составлена Пасхалия – методика расчета даты Пасхи. Для соответствия юлианскому календарю в мирском календаре церковные праздники были сдвинуты на 13 дней. Появились так называемые новый и старый стили. 14 сентября по новому григорианскому календарю – это 1 сентября по юлианскому календарю, или иначе – по старому стилю.

индикт церковное новолетие

Интересные факты:  В юлианском календаре есть понятие «полный церковный год», длится он 532 года. Он также называется «Великий индиктион» или великий миротворный круг. Это полный пасхальный цикл, который высчитывается умножением 19-летнего лунного цикла на 28-летний солнечный. Каждые 532 года все церковные праздники, подвижные и неподвижные приходятся на те же дни недели и числа месяца.

В 1941 году начался 15-й Великий индиктион со дня сотворения мира по Византийскому летоисчислению.

На новолетие в 2023 году от Рождества Христова начинается 7532 год от сотворения мира.

великий индиктион

Как проходит богослужение на новолетие (начало индикта)

В день церковного новолетия православная Церковь вспоминает события проповеди Христа в Назарете, описанные евангелистом Лукой. Тогда Спаситель в синагоге перед всеми присутствующими произнес слова из пророчества Исаии. В этих словах раскрывается Божественная сущность Спасителя: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим <…> проповедовать лето Господне благоприятное»

И в конце Господь произнес: «Ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами»

На вечернем богослужении в праздник новолетия данный отрывок из книги пророка Исаии (Ис. 61:1-9) читается на паремии.

Именно слова «проповедовать лето Господне благоприятное» послужили основой для соединения этого евангельского повествования с празднованием церковного новолетия. Лето Господне – это век будущий, который ждет людей по Воскресении. И в то же время те евангельские события, которые мы вспоминаем в течение каждого церковного календарного года, берущего начало в новолетии, неотмирны и проживаются нами в вечности.

православные праздники в сентябре

Молитвы на новолетие

 

Евангельские чтения на новолетие

От Луки святое благовествование

И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное.

И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами.

И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

(Лк. 4:16-22)

В сегодняшнем евангельском отрывке мы читаем, как Господь наш Иисус Христос, придя в Свой родной город Назарет, по обычаю в субботний день вошел в синагогу, где Ему предложили Книгу пророка Исаии. Точнее, не книгу в нашем сегодняшнем понимании, а свиток с книгой пророка. Именно цитата из этой книги стала поводом для того, чтобы в первый день нового церковного года преподать данный евангельский отрывок за богослужением.

Слова, которые прочитал Господь, относятся к первым двум стихам 61-й главы Книги пророка Исаии и звучат так:

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих (Ис. 61, 1–2).

Необходимо отметить, что в русской синодальной Библии в словосочетании «лето Господне» оставлено без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идет о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлет давно ожидаемого Мессию, Который, в отличие от всех пророков, является не только проповедником истины, но Самой Истиной, Искупителем, единственным имеющим власть прощать грехи на земле.

Господь окончил чтение отрывка из книги пророка на словах проповедывать лето Господне благоприятное (Лк. 4, 19), опустив слова о дне Божественного отмщения. И в этом мы с вами видим глубину любви нашего Спасителя, Который готов принести каждому слушающему Его благоприятное «лето», то есть удобное, хорошее время для нашего спасения.

Для каждого человека есть свой рубеж времени, когда появляется готовность делать какие-то выводы в отношении самого себя: у кого-то в день ангела, у иного в день рождения, а другой выбирает совсем постороннюю дату.

Ныне же Святая Церковь приглашает нас с вами подвести определенные духовные итоги нашей жизни за прошедший год: без торжества праздника, без каких-либо отвлекающих элементов светского нового года. Но в тишине молитвы и рассуждений, покаяния и благодарности Богу можно сконцентрировать внимание на нашей с вами повседневной жизни и понять, насколько за последний год мы преобразились, насколько стали ближе к Царству Божию, определяя и исправляя допущенные ошибки.

Пусть же сегодняшний день станет для нас днем рассуждения и благодарения Богу за Его благоприятное лето для каждого из нас.

Апостола Павла 1-е послание к Тимофею, глава 2

Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине.

(1 Тим. 2:1-7)

14 сентября праздники

Тропарь индикта, глас 2

Всея́ тва́ри Соде́телю,/ времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый,/ благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди,/ сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Твой// моли́твами Богоро́дицы и спаси́ ны.

Перевод: Всего творения Создатель, времена и сроки Своею властию определивший, благослови круг года благости Твоей, Господи, сохраняя в мире верных и град Твой, по ходатайствам Богородицы, и спаси нас.

 

Кондак индикта, глас 2

В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́,/ всех ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю,/ И́же дни и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый,/ благослови́ ны́не вене́ц ле́та,/ соблюди́ и сохрани́ в ми́ре град и лю́ди Твоя́,// Многоми́лостиве.

Перевод: На высотах живущий Царь, Христе, всего видимого и невидимого Творец и Создатель, дни и ночи, времена и годы сотворивший, благослови ныне круг года, сбереги и сохрани в мире город и людей Твоих, Многомилостивый!