Сегодня 17.09.2023, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев, иерей Антоний Чуриков и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк. 24:1–12 (зач. 112). Лит. – 2 Кор. 4:6-15 (зач. 176). Мф. 22:35–46 (зач. 92). Свв.: Евр. 11:33 – 12:2 (зач. 330). Лк. 12:32–40 (зач. 67).

От Матфея святое Благовествование

29 ноября - день памяти апостола и евангелиста Матфея

22.35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
22.36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
22.37 Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» —
22.38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
22.39 вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»;
22.40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
22.41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
22.42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
22.43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
22.44 «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»?
22.45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
22.46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Ученые, но не мудрые, люди века сего непрестанно искушали Господа Иисуса. Почему? Потому что и для них было очевидно, что дела Иисусовы превосходят человеческие способности вообще. Искушая Господа Иисуса Христа, они желали найти происхождение Его деятельности и Его личности. И этот вопрос о наибольшей заповеди в Законе был задан с той же целью. Спаситель им отвечает премудро как Бог: весь Закон Божий и Пророчества сводит к любви. Да, да: все сводит к любви, и выводит из любви. А это значит: все сводит к Богу, и выводит из Бога, ибо Бог есть – Любовь (1 Ин. 4:16, 8). Действительно, все миры Божии стоят и существуют на боголюбии и человеколюбии. Это две все-творечские и все-животворные и все- бессмертствующие и все-обогочеловечивающие силы, и два бессмертных все-закона, две вечные заповеди. Очевидно, эти две силы сливаются в одну: богочеловеческую все-силу; и эти два закона в один: богочеловеческий все-закон; и эти две заповеди в одну: богочеловеческую все-заповедь. Богочеловек мудро сводит все на Бога и человека. Это вечные богочеловеческие весы; только на них божественно точно и непогрешимо взвешивается тяжесть всех земных ценностей и существ.
Почему Господь поставил эту любовь как первую и наибольшую заповедь, охватывающую все заповеди и все законы неба и земли? Потому что Он ответил на вопрос: что есть Бог? Никто людям не мог ответить на вопрос, что есть Бог.
А Спаситель Христос через всю Свою жизнь, через каждое Свое деяние, через каждое Свое слово отвечал на этот вопрос: Бог есть любовь. В этом все благовестие.
Что такое человеколюбие? Спасти Божий образ от того, что не от Бога, против Бога, а таковы – порок, грех, смерть и дьявол. Освободить человека от самого большого врага – дьявола, смерти. Такое человеколюбие проявил Господь Христос. А какое человеколюбие требуется от самого человека? – Вот какое: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Своим искусителям Спаситель наконец открывает тайну Своей Личности: Я не сын Давидов, но Господь Давида. Доказательством являются все Его ответы, данные искусителям. Во всех них столько Божественной мудрости, что за ними стоит Бог, а не какой-то сын Давидов по плоти. Что это так, об этом свидетельствует и сам Давид, Духом Святым называя Христа Господом. Значит: Христос есть Сын Божий, Бог и Господь, а не смертный сын Давидов, который, будь он даже самым мудрым, был бы вторым Соломоном, но никогда и никак: Сыном Божиим, Господом и Богом, Богочеловеком Иисусом Назарянином. Иисус должен, по Своим делам, быть признан Богом и Господом, Богочеловеком. Если не признать этого, то ни Его, ни чего-либо относящегося к Нему нельзя объяснить. Он остается навсегда тайной, символом, мифом, загадкой, выдумкой, привидением, сновидением. Поэтому святой Евангелист и завершил ряд искушений словами: И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня уже не смел спрашивать Его.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 
По окончании богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к прихожанам со словами проповеди.
В завершение Литургии состоялось славление новомученикам и исповедникам Казахстанским перед иконой, а также был совершен Крестный ход вокруг Собора.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 6

А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м,/ и стрегу́щии омертве́ша,/ и стоя́ше Мари́я во гро́бе,/ и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́;/ сре́тил еси́ Де́ву, Да́руяй живо́т.// Воскресы́й из ме́ртвых, Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: Ангельские Силы – при гробе Твоем, и охранявшие его омертвели, а Мария стояла в гробнице и искала пречистое тело Твое. Ты опустошил ад, не потерпев от него, Ты встретил Деву, Дарующий жизнь. Воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе!

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 6

Живонача́льною дла́нию/ уме́ршия от мра́чных удо́лий,/ Жизнода́вец, воскреси́в все́х Христо́с Бо́г,/ воскресе́ние подаде́ челове́ческому ро́ду:/ е́сть бо все́х Спаси́тель,// Воскресе́ние и Живо́т, и Бо́г все́х.

Перевод: Живоначальною Своею дланию из мрачных глубин всех умерших воскресив, Податель жизни Христос Бог, воскресение даровал человеческой природе, ибо Он – Спаситель всех, Воскресение и Жизнь и Бог всего!

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ КАЗАХСТАНСКИХ

Святые новомученики и исповедники Казахстанские молитвенно воспоминаются в первое воскресенье, следующее за днем памяти священномученика Пимена, епископа Верненского и Семиреченского (https://drevo-info.ru/articles/2871.html) .

День памяти Собора всех страдальцев за Христа и Православную веру, подвизавшихся и проливших кровь здесь на казахстанской земле, отмечается в первое воскресенье после 16 сентября. Сто пять лет назад, в далеком 1918 году, обезумевшие от крови красноармейцы отряда Мамонтова совершили беззаконную расправу – расстреляли епископа Верненского и Семиреченского Пимена. Ему было суждено своим именем открыть длинный и славный список, состоящий из десятков тысяч ведомых и неведомых нам имен мучеников. Некоторые из них получили известность во всей Русской Православной Церкви. Среди таковых – священноисповедник, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) (https://drevo-info.ru/articles/2447.html); Мефодий, епископ Петропавловский (https://drevo-info.ru/articles/13671847.html); преподобномученики Серафим и Феогност , расстрелянные в Аксайском ущелье; святой преподобноисповедник старец Севастиан Карагандинский (https://drevo-info.ru/articles/12696.html).

Святой апостол Павел в эпоху первых гонений на христиан обращается к последователям Распятого и Воскресшего Господа: "Не страшитесь ни в чем противников… И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" (Флп. 1:29).  Истинный христианин не боится страданий, смерти и не смущается видимым торжеством зла, потому что его упование обращено к вечности, и он непоколебимо уверен в грядущем окончательном торжестве Всемогущего Бога Любви.

Один из страдальцев за веру - епископ Кинешемский Василий (Преображенский) - в годину лютых испытаний написал об этом такие слова:


"В настоящее время Православная Церковь переживает тяжелый кризис. Воздвигнутое на нее упорное гонение, систематическое и лукавое, смущает и тревожит даже наиболее стойких и искренних христиан. Большинство народа готово с головой погрузиться в болото материалистического невежества и распутства… Но вспомните Гроб Господень — этот живой, говорящий, торжествующий, победоносный Гроб, — и не смутная надежда, а спокойная, совершенно непреодолимая уверенность наполнит ваше сердце и укрепит волнующуюся мысль. Церковь не может погибнуть, ибо Господь создал ее, и врата ада не одолеют ее. Пусть Господь ведет нас чрез провалы и бездны неверия, чрез очистительный огонь преследования. Такова Его святая воля, Его премудрый Промысл, "глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезное всем подаваяй". Пусть Господь ведет нас через море злобы и разнузданного нечестия… Посеянное зло, в конечном итоге, обрушивается на голову тех, кто его возрастил и воспитал. Мы знаем, что этот момент неизбежен, и, если мы не увидим его здесь, на земле, то увидим его оттуда... И тогда, взглянув назад, на пройденную житейскую пучину, присоединимся к ликующему хору: "Поим Господеви: славно бо прославися!".

На заупокойной ектении были помянуты все невинно пострадавшие за православную веру - «в годину лютых гонений от безбожников умученные и убиенные; от голода, холода, ран и непосильных работ скончавшиеся».

Тропарь, глас 7

Небо церковное ныне отверзается, / веселия исполняется Церковь Православная земли Казахстанския, / и яко ангельский лик собору верных предходит / пресветлое воинство мучеников и исповедников ея. / Ихже ради страдания, Христе Боже, / крепость благоутробнаго милосердия яви земли нашей. / Церковь же в пустыни Тобою насажденную / молитвами Богородицы и всех святых // избави от бед и утверди вовеки.

Кондак, глас 5

О мученицы и исповедницы преславнии, / Казахстанския земли предстателие теплейшии, / во всяком чине и возрасте Христу послужившии! / Кто исповесть болезни и подвиги ваша, / кто доволен изрещи чудеса вашея веры, / или хвалу достойную красоте исповедания вашего воздати? / Обаче приимите любовию вас почитающия // и молитву вознесите о спасении душ наших.