Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем
вси Пречистаго Лика Твоего преславное изображение.
Величание празднику
Во второй день после Успения Пресвятой Богородицы Православная Церковь празднует день памяти перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа, которое было совершено в 944 году.
Предание свидетельствует, что во времена земной жизни Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгарь, пораженный проказой всем телом. Слух о великих чудесах, которые творил Спаситель, донеслись и до него. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Господа Иисуса Христа Сына Божия. Царь написав письмо Спасителю с просьбой прийти и исцелить его, поручил его живописцу по имени Ананий, который последовал в Иерусалим, чтобы передать это письмо Господу. Ананий, придя в Иерусалим, обрел Спасителя, окруженного множеством народа, что даже не имел возможности к Нему подойти. Тогда живописец стал издали на высоком камне и начал писать портрет Божественного Учителя. Спаситель подозвал его к себе, назвав по имени, и прочитав письмо, написал краткое утешение Авгарю с обещанием, что пришлет ученика Своего для его исцеления от недуга. Затем Спаситель попросил принести воду и убрус (полотенце), умыл Свое лицо и отер убрусом, на котором осталось его изображение. Авгарь с радостью принял эту святыню и отправился обратно в Едессу. Царь Авгарь, приняв эту святыню, отер им свое лицо и проказа почти полностью покинула его тело, осталась только лишь некоторая часть от проказы на лице до тех пор, пока не пришел ученик, обещанный Спасителем — это был апостол Фадей из числа 70-ти, который окончательно исцелил Авгаря, крестил его и многих жителей Едессы.
После чудного исцеления, Авгарь повелел написать на Нерукотворном Образе: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», приказав расположить его над входом в город. Пришло время, когда один из правнуков Авгаря ушел в идолопоклонство. Он пприказал уничтожить все образы и иконы. Ночью Господь явился едесскому епископу с повелением спрятать Его Нерукотворный Образ. Епископ, вместе со своим клиром, придя к городским воротам поставил лампаду перед Образом, закрыл его глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители Едесса забыли о святыне.
В 545 году персидский царь Хозрой I осадил город, намереваясь его полностью разорить. Пресвятая Богородица явилась едесскому епископу Евлавию с повелением открыть этот Образ. Когда сняли кирпичи и глиняную доску, перед образом горела лампада, а на глиняной доске отпечатался такое же изображение Спасителя. После совершения крестного хода по стенам города с Нерукотворным Образом, персидское войско отступило. В 630 году, когда Едессу заняли арабы, они не воспрепятствовали поклонению Нерукотворному Образу Спасителя, который уже к этому времени прославился по всему Востоку.
В 944 году византийский император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Нерукотворный Образ в Константинополь. Он выкупил его у эмира — правителя города. И этот Нерукотворный Образ, вместе с тем письмом, которое Спаситель отправил Авгарю, в сопровождении духовенства торжественно было перенесено 29 августа по новому стилю в Константинополь и положен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. Одно из которых гласит, что крестоносцы, владычествовавшие в Константинополе, похитили его, но корабль, на котором собирались перевезти святыню, затонул в Мраморном море. Другое предание гласит, что в 1362 году Нерукотворный Образ был перенесен в Геную, где был положен в храме апостола Варфоломея. Достоверно известно, что Нерукотворный Образ неоднократно оставлял точные копии после себя. Вероятно, что предания о первоначальном Нерукотворном Образе разнятся по причине наличия нескольких точных его копий.
Во времена иконоборческой ереси в VII веке, когда православные христиане проливали кровь в защиту икон, они пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство об истинности иконопочитания папа Григорий II написал письмо византийскому императору, в котором указал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе, как на общеизвестный факт. На знаменах русских войск всегда пребывал Нерукотворный Образ Спасителя, защищавший их от врагов. В Русской Православной Церкви есть традиция — входя в храм читать тропарь Нерукотворному Образу Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа. Празднование в честь перенесения Нерукотворного Образа совершаются в следующий день после Успения и называются третьим Спасом — «Спасом на холсте».