Сегодня 20.08.2023, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, Успенский пост; Попразднство Преображения Господня. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Сафонеев и иерей Сергий Осинцев. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 21:15–25 (зач. 67). Лит. – 1 Кор. 9:2-12 (зач. 141). Мф. 18:23–35 (зач. 77). Свт.: Евр. 7:26 – 8:2 (зач. 318). Ин. 10:9–16, или прмч (зач. 36).: Еф. 6:10–17 (зач. 233). Ин. 15:17 – 16:2 (зач. 52).
От Матфея святое Благовествование
18.23. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
18.24. когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
18.25. а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
18.26. тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
18.27. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
18.28. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
18.29. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
18.30. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
18.31. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
18.32. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
18.33. не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
18.34. И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
18.35. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Поясняя необходимость постоянного, безграничного всепрощения, Господь рассказывает притчу о милостивом государе и немилосердном должнике, приравнивая Царство Небесное царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (Мф. 18, 23).
Один из рабов должен был своему государю 10 000 талантов. Талант был самой большой денежной единицей равной 3 000 шекелей, или 12 000 динариев. Так, например, доход с провинции, включавшей Идумею, Иудею и Самарию, составлял всего 600 талантов, а весь доход даже более богатой провинции Галилеи равнялся всего 300 талантам. Таким образом, долг в 10 000 талантов был больше, чем доход царя.
Из притчи мы узнаем, что когда государь потребовал уплаты долга от раба, не имевшего денег, то раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу (Мф. 18, 26).
Тогда прощеный раб, найдя своего собрата, который должен был ему ничтожную, по сравнению с первой, сумму в 100 динариев, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен (Мф. 18, 28). Он не сжалился над своим собратом, несмотря на его мольбу потерпеть, и посадил его в темницу. Когда же государю стало известно о произошедшем, он призвал немилосердного раба к себе. Сделав ему строгий выговор за то, что он не последовал его примеру в великодушии к своему должнику, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф. 18, 34).
Завершая рассказ притчи, Спаситель замечает: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18, 35). Этими словами Господь призывает нас прощать ближним неограниченное количество раз, прощать постоянно и всегда, от всего сердца, потому как ничто из того, что приходится прощать нам, не идет ни в какое сравнение с тем, что прощает нам Бог по своему безграничному милосердию.
Будем же помнить, что прощение имеет величайшую ценность, поскольку уподобляет человека милосердому Богу.
Каждый из нас спасается милосердием Божиим, если сам прощает другим людям их прегрешения, тем самым свидетельствуя о свой твердой вере, способной претворить холодное сердце в живое и любящее.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
ФАВОРСКИЙ СВЕТ ВЕРЫ ХРИСТОВОЙ
Переступив порог церкви, человек окунается в чудесный мир, не похожий на тот, что остался за дверьми храма. Чувствуешь, что вот — вот оно, то, к чему всегда стремилась душа. Здесь, в этих стенах, пропитанных ладаном, чувствуешь полное успокоение, какого, наверное, не было с детства. Душа поет и внутри звучат слова апостола Петра: «Наставник! Хорошо нам здесь быть…»
Говорят, в период новоначалия или воцерковления Господь дает большую благодать человеку, твердо решившему изменить свою жизнь и идти за Ним. Это, как некий аванс работнику, приехавшему из другого города и ничего не имеющему. «Раньше я целые акафисты прочитывала без труда», «Раньше на службе так легко стояла» и прочее и прочее. А потом… Как-то становится тяжело и на службе стоять, и вечернее молитвенное правило прочитать, как камни на гору поднять. Мир Божий, который открывается при первых шагах в церкви и первом духовном опыте, прекрасен, кажется, что найден ключ от всех дверей. Теперь ждешь, что и дома все наладится, и дети перестанут болеть, и все, все будет хорошо! Однако все случается так, не как запланировал и «намечтал» себе ты, а так, как хочет Бог. И на этом этапе многие, словно не получив желаемого или чувствуя надрыв, охладевают к духовной жизни, а то и вовсе уходят из церкви.
Петр, Иаков и Иоанн — три ученика, которых Бог сподобил увидеть Свое Преображение, славу и силу, которую Он имеет, чтобы изменить жизнь в лучшую сторону. Идеальный царь! Такой, какого ждал еврейский народ давно. Страх и радость испытывали ученики, видя Своего Учителя светоносным и блистающим. Но Иисус коснулся учеников, упавших ниц, и сказал: «Вставайте, пойдем вниз». Вниз — туда, где люди, где горе, где болезни, страдания, унижения и смерть. Что такое? Где свет, где эта радость? Молча шли ученики за Христом.
Большое испытание для веры, почувствовать, что Бог тебя не слышит. Иногда кажется, что Он оставил тебя. Ну как же так? Дом наполнен иконами, прочитано множество духовных книг, даже утреннее правило уже знаешь наизусть и тут такое… Все в порядке, начинается настоящая жизнь, и борьба, ради которой, собственно, все мы и пришли в храм. Господь отпустил руку, за которую водил духовного младенца и ожидает от тебя первых самостоятельных шагов. Как добрый отец, Он ждет взросления и твоего опыта, полученного в преодолении множества испытаний и препятствий. Пародокс только в том, что вот Бог, вроде, и отстранился, но всегда рядом и только с Его помощью эти испытания и проходим.
Игумен Никон Воробьев в своих письмах к духовным чадам, поддерживая их в сложном периоде новоначалия, писал:
«В твоем положении у новичков бывают два состояния, или: 1) они чувствуют себя, как в раю... а потом охладевают, начинают тяготиться, тосковать, советов не слушают, перестают подчиняться начальству, переживают то, что сейчас ты переживаешь, и либо уходят, либо претерпят, смирятся и приобретают через познание себя покаяние, смирение, потерянный рай и тогда начинают непрестанно благодарить Бога и всех, кто помог им так устроиться; 2) другие начинают так, как ты: тоска, уныние, малодушие, дерзость, готовность уйти куда угодно, отвращение ко всему духовному, грубость с окружающими, мечты и помыслы об уходе и пр., и пр.
Это враг нашего спасения с целой армией нападает на новичка, чтобы не допустить до Царствия Божия, которое внутри нас», — говорится в письме.
Именно «познание себя» и остается одной из главных задач для человека, пришедшего в храм. Нужно не «уговорить себя», а всей душой почувствовать свое падение, страсти, которые томят, и, наконец, понять, что ничего без Бога мы не можем. Весь твой свет — это Божий свет, который ты либо можешь вместить, либо не можешь, потому что в сердце продолжают спокойно существовать страсти, лишь изредка потревоженные исповедью…
Придя в храм с твердым намерением идти за Христом, нужно быть готовым к испытаниям. У каждого свой духовный опыт, своя борьба, падения и восстания. Нужно крепко держаться за ризу Господню, и помнить, что только Он, а не личные амбиции, здоровье семьи и внешнее благополучие, является целью жизни христианина. В храм мы пришли для того, чтобы найти Христа и встретиться с Ним, а не для того, чтобы «все в жизни было гладко да складно». Первый восторженный опыт воцерковления — от первых служб, первой исповеди и причащения, прочитанной Псалтири или паломнической поездки — словно отблеск Фаворского света в душе, неописуемая радость от соприкосновения с Божественным. Ее Господь по милосердию Своему даровал каждому, искренне желающему идти ко спасению, чтобы укрепить в будущей борьбе. Не надо забывать эту радость, нужно быть благодарным Богу за этот опыт. И в сложные тяжелые минуты, может быть, именно этот опыт поможет не потерять надежду, что там за облаками, где-то высоко есть солнце, которое обязательно выглянет после проливного дождя и по-новому осветит твою жизнь.
ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́:/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
Перевод:
Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и а́д ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тва́рь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Ада́м свесели́тся,// и ми́р, Спа́се мо́й, воспева́ет Тя́ при́сно.
Перевод:
Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо ужасался, и мертвые восставали. И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.