Сегодня 19.08.2023, Седмица 11-я по Пятидесятнице; Успенский пост; Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Осинцев и иерей Сергий Сафонеев. Песнопения Литургии исполнил малый хор собора под управлением регента Богдановой М.А.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк. 9:28–36 (зач. 45). Лит. – 2 Пет. 1:10–19 (зач. 65). Мф. 17:1–9 (зач. 70).
От Матфея святое Благовествование
17.1. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
17.2. и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
17.3. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
17.4. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
17.5. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
17.6. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
17.7. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
17.8. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
17.9. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
Много знамений, много доказательств Своего всемогущества и Божества показал Господь ученикам, но они все еще не могли отрешиться от иудейских представлений о земном Царстве Мессии; они все еще не могли понять, что Царство Мессии – не от мира сего. Для их убеждения необходимо было особенное знамение, и оно дано было избранным из двенадцати. Так, мы читаем в Евангелии, что через шесть дней после последней беседы с апостолами взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 1–2).
Белизна для библейского восприятия была не просто знамением святости, но Самого Бога. Белый цвет является не только символом совершенства, чистоты и непорочности, но имеет еще и другое значение: великолепие царских и священнических одежд.
Когда же ученики пребывали на горе со Спасителем, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф. 17, 3). Как поясняет святитель Иоанн Златоуст, явились именно Моисей и Илия, потому что в народе Господа Иисуса Христа почитали то за Илию, то за одного из пророков.
Сильно любя Учителя и не желая, чтобы Он пострадал, Петр обращается ко Спасителю с такими словами: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф. 17, 4).
Конечно, Христос много раз уже говорил апостолам о Своем Божестве, о Своем единстве с Богом, но они все еще смотрели на Него как на Человека. Поэтому для вразумления Петра, Иакова и Иоанна потребовалось особое знамение, которое и не замедлило явиться: облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5).
Таким образом, этими словами Бог свидетельствует о совершенном Сыне совершенного Отца, где совершенство заключается в любви Отца к Сыну и в послушании Сына благой воле Отца. Поэтому в Сыне явлено все благоволение Отца, в Его жизни раскрывается воля Божия обо всех нас. Именно поэтому и звучат для нас слова: Его слушайте (Мф. 17, 5).
Христос преобразился, давая ученикам возможность прикоснуться к иной реальности, непостижимой для всех привыкших жить по правилам земного мира.
Так и каждому из нас Господь дарует радость стать сопричастным этому Божественному Свету, ведь благодати и милосердия Христа с избытком хватает всем людям.
Наша же готовность стать частью этого Света определяется стремлением к общению с Богом, доверием Христу, исполнением Его мудрых повелений и заповедей, оставленных нам в Святом Евангелии.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
По заамвонной молитве протоиерей Сергий Снопков прочитал молитвы на освящение яблок, винограда и плодов нового урожая. Во дворе Собора свв. апп. Петра и Павла состоялось освящение приношений прихожан, которое также совершил настоятель Собора Сергий Снопков.
По окончании Литургии в день Преображения Господня благословляются не только яблоки, но и другие плоды нового урожая. Предписания относительно такой традиции изложены в 3-м Апостольском правиле, а основанием для установления обычая освящать плоды именно 19 августа было то, что как раз к этому времени поспевают плоды, которые приносят в храм для благословения и в знак благодарности Богу за их получение.
После "освящения в храме" мы приносим и вкушаем плоды дома и раздаем их, чтобы получить частичку благодати и как символ, напоминание, что мы стараемся преображаться и украшать мир вокруг. А происходит это все именно в праздник Преображения, потому что Господь преобразился. Вино во время Литургии тоже "преображается" в кровь Христову. И мы стараемся "преображать" себя, свою жизнь и окружающий мир, делать их красивыми и таким образом прославлять Бога, сотворившего и нас, и мир вокруг.
ОТ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДА К ПРЕОБРАЖЕНИЮ ДУШИ
Подниматься на гору — огромный труд. Дорога пыльная, бесконечная… Идешь, под ноги смотришь — уныние одолевает, усталость борет. А поднимешь голову и увидишь, как зеленеющая вершина горы касается грандиозного облачного неба.
И радостью наполнится сердце, и вспомнятся оправдывающие сложность пути слова праведного Иоанна Кронштадтского: «…если творение так величественно, то что же Сам Творец, каков Он-то!».
19 августа мы отмечаем светлый праздник — Преображение Господне или, как еще называют этот день в народе — Яблочный Спас. В этот двунадесятый праздник мы вспоминаем евангельское событие на горе Фавор, когда Господь явился перед Своими учениками преображенным — блистающим в силе и славе.
Святая гора
Гора Фавор много раз упоминается в Священном Писании. Можно сказать, что это довольно значимое место для всего еврейского народа. Когда хотели передать мысль об уникальности и возвышенности, брали в пример гору Фавор. Пророк Иеремия пишет: «Живу Я, говорит Царь, Которого имя Господь Саваоф: как Фавор среди гор…» (Иер. 46, 18). Вообще, в Ветхом Завете несколько раз упоминается эта гора и впервые — у Иисуса Навина, жившего задолго до Рождества Христова, как граница земель трех колен Израилевых. Столетиями позже в своем богодухновенном творении — Псалтири, Царь Давид, воспевая величие Господа, пишет: «Север и море Ты создал eси, Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася» (Псалтирь 88, 13). Из истории также очевидно, что Фавор была значимым стратегическим объектом в войнах, те места знали немало сражений. Одна из последних произошла у подножия этой святой горы, в той битве Наполеон Бонапарт разгромил турецкую армию в своем походе на Сирию.
Фавор — особенное место для всего христианского мира, но, что самое интересное — ни один из евангелистов не упоминает эту гору, как место Преображения Господа! Фавор стала почитаться святым местом Преображения Господня при равноапостольной Царице Елене, которая построила здесь первый храм.
2000 лет назад
О Преображении Господа нашего Иисуса Христа знают все верующие, оно довольно подробно описано тремя святыми евангелистами: Матфеем, Марком и Лукой. Спаситель, взяв с Собой трех учеников: Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору. Там Он Преобразился перед ними — одежда Его сделалась белой, как снег, а лицо просияло, как солнце. И явились два мужа, а именно два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия. Евангелист Лука подробнее остальных описывает это событие. Он поясняет, что ученики Иисуса были отягчены сном, а Господь пребывал в молитве, когда вид лица Его изменился и одежда сделалась блистающей. Ученики, пробудившись, увидели Иисуса в Божественной славе и величии, а также Моисея и Илию, беседующих с Ним. Святой Лука раскрывает нам содержание этого таинственного разговора — речь шла об исходе Спасителя, который надлежало совершить в Иерусалиме, то есть Его крестной смерти. Ученики в страхе, трепете и неизреченном блаженстве наблюдали за этим. При этом Петр сказал Иисусу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». При этих словах явилось облако, которое осенило их, и из него был глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». (Лк. 9, 28-35)
Иисус Христос запретил ученикам рассказывать о Его преображении до тех пор, пока Он не восстанет из мертвых.
Страдание вольное
Преображение Господа случилось незадолго до Его крестных страданий. Он знал, что скоро будет распят. Христос в последних проповедях говорил о кресте, о том, что желающий идти за Ним должен непременно взять свой крест и только тогда следовать ко спасению. Иного пути нет.
Но, налагая крест, и подчас тяжелый, Господь дарует и укрепление в вере, и поддержку, и силы для ношения этого бремени. Так случилось и с учениками Христа, сподобившимися увидеть своего Учителя не в привычном образе простого человека, гонимого важными фарисеями, презираемого теми, которые не могут вместить богатство Неба, а в том виде, который, собственно, и является истинным для Христа — в Божественном. Для Петра, Иоанна и Иакова Преображение стало неоспоримым свидетельством того, что Иисус Христос идет на Крест, как Сын Божий и Бог — добровольно, ради всего человечества, плененного грехом.
Чистые сердцем Бога узрят
Евангелие учит. Оно показывает нам, как жить, чтобы спастись. О чем же нам рассказывает Святое Писание через чудо Преображения? Оно говорит о святых, чистых сердцах, которые стали способны увидеть Господа. Святитель Григорий Палама, опираясь на труды других Отцов Церкви, пишет, что в тот день на горе Фавор преобразились по воле Божьей, прежде всего, сами ученики. Их сердца стали способными узреть Христа как истинного Бога, Его сияние. Не просто некоего Иисуса, великого любящего Учителя, к которому тянется душа, а Господа, за которого можно умереть. «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже…», — поется в праздничном тропаре, который еще раз нам раскрывает мысль о том, что насколько каждый может вместить в силу чистоты сердечной, насколько и способен увидеть Божественный свет. И как точно подметил протоирей Андрей Ткачев: «Праздник Преображения по смыслу и значению далеко выходит за пределы одного из праздников, но придает всей жизни смысл и сообщает цель. Цель — обожение».
Такая задача в жизни стоит перед каждым христианином — очистить свое сердце для того, чтобы оно стало жилищем для Бога и засияло Его светом.
Благо, для этого у нас есть все: храм, неподалеку от дома, Исповедь, Причастие. Люди, которых надо полюбить; добро, которым надо поделиться.
И пусть хотя бы в малой степени наша душа по милости Божией стала бы отражением Фаворского света для тех, кто рядом и нуждается в помощи и поддержке.
Тропарь Преображения Господня, глас 7
Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же,/ показа́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́,/ я́коже можа́ху,/ да возсия́ет и нам, гре́шным,/ свет Твой присносу́щный/ моли́твами Богоро́дицы,// Светода́вче, сла́ва Тебе́.
Перевод: Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!
Кондак Преображения Господня, глас 7
На горе́ преобрази́лся еси́,/ и я́коже вмеща́ху ученицы́ Твои́,/ сла́ву Твою́, Христе́ Бо́же, ви́деша,/ да егда́ Тя у́зрят распина́ема,/ страда́ние у́бо уразуме́ют во́льное,/ ми́рове же пропове́дят,// я́ко Ты еси́ вои́стину О́тчее сия́ние.
Перевод: На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твое страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние.
Величание Преображения Господня
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем пречистыя плоти Твоея/ преславное Преображение.
Перевод: Прославля́ем Тебя́, Жизнепода́тель Христо́с, и почита́ем пресла́вное Преображе́ние Пречи́стого Твоего́ Те́ла.