За все время существования христианства было написано много разных икон разнообразными техниками и материалами, и сейчас с древних досок смотрят на нас смиренные, кроткие лики святых, Матери Божьей и Христа. Но есть одна икона, которая являет нам пример высокой материнской любви: женщина с большими черными глазами – грустный, но спокойный взгляд, тонкие черты лица, голова смиренно наклонена к Девочке на ее руках, которая прижимается щекой к матери, пытаясь поймать ее взгляд, но женщина смотрит мимо, задумчиво. В руках Ребенка нежный цветок белой лилии – символ чистоты и непорочности. Мать бережно обнимает Ее рукой, и весь вид и женщины, и Дочери на ее руках говорит о святости их жизни и нежном, трепетном отношении друг к другу. На иконе – праведная Анна с маленькой, долгожданной Дочерью, которая вскоре станет Матерью Божьей, превыше Серафимов и Херувимов.
Взгляд приковывает этот святой образ, показывающий нам через тысячелетия пример материнской любви, скорбь бездетной женщины и бессмертной надежды на волю Творца. Праведная Анна не ушла из мира, служив там Богу, как пророк и Креститель Господень Иоанна Предтеча, не претерпевала холод, голод и телесные муки, как мученики за Христа, но тихо, скромно жила в Назарете Галилейском со своим любимым супругом Иоакимом и, на первый взгляд, возникает недоумение: за что же она сподобилась такого доверия от Бога и родила «Небо новое» – Марию? Следует вспомнить житие этой праведной женщины, чтобы ответить на этот вопрос.
Святая Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левиина, из рода Ааронова. Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей, и супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось наказанием Божиим, за что они претерпели множество насмешек и унижений, но, несмотря ни на что, они верили в Премудрый Промысл Божий и терпели все оскорбления.
Вскоре у состарившихся супругов родилась Дочь Мария, выше и чище которой не было и никогда не будет на земле. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием мудрого Промысла Божия. После введения во храм Пресвятой Богородицы 80-летний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу 79-ти лет. И вот вновь настало 7 августа – день, когда Православная Церковь празднует Успение праведной Анны.
Всю свою жизнь эта святая жена стяжала две главные добродетели: полное упование на Бога и терпение. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19).
Женщина была создана для того, чтобы в своих детях воплотить все лучшие душевные качества: чистоту мыслей и слов, целомудрие, смирение, любовь, и как скорбит ее сердце, когда она по каким-то причинам не может увидеть и обнять своих детей. Даже если женщина ставит целью своей жизни карьеру и работу, ее сердце вдруг заболит, затоскует, хотя причины на это не будет: успех в жизни, признание общественности и деньги, но душа начнет нестерпимо болеть, ибо не находит, куда себя излить, в какую сторону направить свои силы. Господь сотворил жену, как помощницу мужу, сделав ее слабым и немощным существом, но одарив другими, более драгоценными дарами – нежностью, кротостью, душевной красотой, чтобы она создавала мир и уют в доме, воспитывала детей и помогала мужу, и, если нарушает Богом установленный закон, то мучится и страдает.
Праведная Анна несла скорбь бесчадия долгое время, вплоть до глубокой старости, но не предавалась унынию, а доверила себя и свою семью во всемогущие руки Божии, показав этим пример современной женщине. Неудивительно, что на протяжении многих веков бездетные жены молитвенно обращаются к ней, испрашивая дарования детей. А кто еще, как не она, пережив такое же горе, поймет и поможет? Праведная, воспитавшая Пречистую Божию Матерь, выслушает и утешит, походатайствует пред Богом.
И снова после тяжелого дня поднять уставший взгляд на ту чудную икону, с которой глядит ласково прекрасная женщина, и ее взгляд словно проникает в глубины души, успокаивает, и вот теперь, спокойной и мирной душой отозваться на каждое слово тропаря:
«Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно: темже к приятию небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная».