Сегодня 23.07.2023, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625). Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил иерей Сергий Осинцев, ему сослужили иерей Антоний Кудрицкий, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 20:1–10 (зач. 63). Лит. – Рим. 15:1–7 (зач. 116). Мф. 9:27–35 (зач. 33). Ризы: 1 Кор. 1:18–24 (зач. 125). Мк. 15:16–32 (зач. 67). Прп.: Гал. 5:22 – 6:2 (зач. 213). Мф. 4:25 – 5:12 (зач. 10).
От Матфея святое Благовествование
9.27. В то время, когда шел Иисус, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
9.28. Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
9.29. Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
9.30. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
9.31. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
9.32. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
9.33. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле
9.34. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
9.35. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Узнав о совершенных Им чудесах и веруя, что Он есть ожидаемый Христос, о Котором часто слышали, они приходят и следуют за Ним, крича: помилуй, т.е. исцели. Называют Его Сыном Давидовым, потому что они слышали также, что Он должен произойти из рода Давидова. Они кричат, чтобы оказать Ему честь, потому что у иудеев это название было величайшей честью
Необходимо также отметить, что в течение многих веков иудеи ждали обетованного освободителя из рода Давидова, вождя и руководителя, который не только вернет им свободу, но поведет их к силе, власти, славе и величию. Возможно, эти слепые видели во Христе чудотворца, Который поведет народ к свободе и победе.
Сам Спаситель, желая, по-видимому, испытать веру называвших Его Сыном Давида, то есть Мессией, как бы не обратил внимания на эти крики. Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! (Мф. 9, 28). Получив утвердительный ответ на Свой вопрос, Господь коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29), и произошло чудо.
Когда же глаза слепых открылись, Спаситель строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал (Мф. 9, 30). Причиной же, по которой Христос запрещал разглашать об исцелении, было Его смирение и нежелание, чтобы слава о Нем распространялась и мешала проповеди.
Когда же прозревшие выходили из дома, к Господу привели немого бесноватого. Как жаждущие путники в пустыне спешат к единственному найденному источнику воды, так и люди, жаждущие здравия душевного и телесного, спешат к Господу, Источнику всех этих благ. Господь, видя веру людей, приведших немого бесноватого, исцеляет его. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. (Мф. 9, 33).
Так как этот бесноватый, будучи не в состоянии говорить, не мог просить ни сам, ни через других, так как бес связал его язык, а с языком и душу, – то Господь не спрашивает его о вере, но немедленно исцеляет от болезни.
Строки сегодняшнего евангельского чтения напоминают нам о том, что наша молитва должна быть соединена с твердой верой. Самое же главное в стяжании такой веры – это чистота человеческого сердца. Ведь присутствие Божие мы познаем не только внешними чувствами, но, что более, смиренным сердцем, наполненным доверием к Богу.
И тогда Господь по Своему милосердию и по нашей вере может сподобить нас чуда и ввести в Свое вечное Царство, если мы, еще не видя красоты и славы Царствия Небесного, будем стремиться ко спасению и просить Господа просветить нас Его светом.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
В завершении богослужения обратился к молящимся со словами проповеди иерей Сергий Осинцев.
РИЗА ГОСПОДНЯ
Сегодня Русская Православная Церковь празднует память положения в Московском Успенском соборе ризы Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 1625 году.
Церковные песнопения и Евангельские чтения дня свидетельствуют, что праздник этот связан с воспоминанием Крестных Страданий Спасителя, во время которых солдаты, сидя у Креста, как было пророчески предсказано псалмопевцем Давидом, делили одежду Господа, бросая жребий — кому, что из неё достанется.
Стоит отметить, что риза Господня и Его хитон это — разные части одеяния. Согласно грузинской легенде, хитон Господень был ещё в древности перенесён в Грузию и положен в основание Мцхетского Патриаршего собора Светицховели. Хитон не был разделён, в то время как части ризы разошлись по самым разным странам. При этом одна из частей её была также перенесена в Грузию, где сотни лет хранилась в сокровищнице собора Светицховели. После же завоевания Грузии персидским шахом Аббасом I, последний, желая снискать расположение русского царя Михаила Романова, послал ему и его отцу Патриарху Феодору в дар эту святыню.
Подлинность ризы была засвидетельствована многими заслуживающими доверия людьми, в том числе и Патриархом Иерусалимском. Кроме того, в те дни от нее произошли многочисленные чудеса исцеления больных.
Впоследствии частицы ризы хранились в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме и в некоторых древних храмах иных городов. Стоит отметить, что частицы её хранились и в некоторых знатных русских семьях: к примеру, реликвией семьи поэта Александра Пушкина много поколений подряд была ладанка с вделанной в неё частицей ризы Иисуса Христа.
Частица ризы Господней в храме Христа Спасителя
После прихода к власти большевиков следы грузинской святыни были утеряны, и долгое время считалось, что почти все части её были уничтожены в огне жестоких гонений на Церковь. Однако впоследствии некоторые из частиц были найдены. Так в 2004 году частица ризы Господней была обнаружена в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике. Эта святыня, представляющая из себя совсем небольшой кусочек ткани, вложенный в серебряную панагию, была некогда подарена ярославским купцам в знак признательности за оказанную помощь ополчению Минина и Пожарского. Эта частица была передана Русской Православной Церкви и долгое время хранилась в Спасо-Введенском Толгском монастыре. В настоящее же время она пребывает в московском Храме Христа Спасителя.