17 июля Русская Православная Церковь отмечает день памяти святых Царственных Страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татияны, Марии и Анастасии.
Подробности мученической кончины Царской Семьи стали известны (как ни парадоксально и страшно это звучит) из воспоминаний людей, которые их казнили. Хотя вряд ли можно назвать казнью зверское убийство, не имевшее даже формальных признаков казни. Эти палачи думали, что совершают нечто великое и исторически важное, и, считая себя причастными к истории, оставили воспоминания. Поэтому до нас и дошли эти страшные признания убийц.
Все дни заключения были днями страданий для Царской Семьи, потому что с высоты царского величия они были низведены до уровня пленников, людей, над которыми смеялись и которых постоянно уничижали, а последние минуты жизни Царственных страстотерпцев были в особенности исполнены чрезвычайного страдания. Когда было принято решение о казни, местные коммунисты обрадовались возможности совершить нечто важное, прославиться – и взяли на себя эту страшную миссию.
Ночью узникам Ипатьевского дома объявили, что в связи с вражеской угрозой им необходимо спуститься в подвал.
Так и стояли узники в подвале Ипатьевского дома, когда руководитель этого страшного дела Юровский достал бумагу и прочитал нелепый по содержанию приговор: «В связи с тем, что совершается интервенция против Советской России, и это делается под влиянием ваших родственников, вы должны быть расстреляны». Государь повернулся лицом к своим близким. Это были последние мгновения, когда он мысленно прощался со своей семьей, которая была поистине образцом христианской семьи. После этого большевики достали пистолеты и наганы, и началась беспорядочная стрельба.
Больше всех «повезло» Государю: в первые же минуты он был убит наповал, потому что каждый из палачей мечтал прославиться тем, что убил самого Царя, и в него выстрелили сразу несколько человек. Остальных не смогли убить мгновенно, хотя в них стреляли много раз: пули рикошетили, подвал был полон дыма, убийцы палили фактически по смутным силуэтам в пороховом дыму.
Царевны были убиты не сразу...Тогда, чтобы не поднимать шума, их стали добивать штыками.
Место расстрела царской семьи
Вот так зверски расправились с этими людьми. Палачи даже не исполнили как следует свою роль: не сумели убить людей так, чтобы они хотя бы в последние мгновения своей жизни не испытывали страданий.
Такими ужасными страданиями окончились дни святых Царственных страстотерпцев.
Известно, что страстотерпец Государь-император Николай родился в день праведного Иова. Он чувствовал, что это знаменательно, и говорил некоторым близким людям: «Обратили ли вы внимание на это совпадение: я родился в день праведного Иова. Видимо, мне, как и ему, предстоят страдания».
День Их мученического подвига, этот день скорби – станет отныне днем небесной славы Руси Великой.
Ипатьевский дом, место расстрела царской семьи
Глубокая и искренняя религиозность выделяла Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Духом православной веры было проникнуто с самого начала и воспитание детей Императорской семьи. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говение во время постов были неотъемлемой частью быта русских царей, ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется (Пс. 20, 8).
Однако личная религиозность Государя Николая Александровича, и в особенности его супруги, была чем-то бесспорно большим, чем простое следование традициям. Царская чета не только посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, но и совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли уже Императора и Императрицу. Специально для них совершались службы в царскосельском Феодоровском соборе, построенном в стиле XVI века. Здесь Императрица Александра молилась перед аналоем с раскрытыми богослужебными книгами, внимательно следя за ходом церковной службы.
В неофициальной обстановке с Государем общались немногие. И все, кто знал его семейную жизнь не понаслышке, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Когда Императрице нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, и та из них, которая в этот день несла дежурство, безвыходно оставалась при ней. Отношения детей с Государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.
Обстоятельством, постоянно омрачавшим жизнь Императорской семьи, была неизлечимая болезнь Наследника. Приступы гемофилии, во время которых ребенок испытывал тяжкие страдания, повторялись неоднократно. Во всех храмах России служились молебны о его выздоровлении. Императрица хорошо понимала, что медицина была здесь бессильна. Но ведь для Бога нет ничего невозможного! Будучи глубоко верующей, она всей душой предавалась усердной молитве в чаянии чудесного исцеления. Подчас, когда ребенок был здоров, ей казалось, что ее молитва услышана, но приступы снова повторялись, и это наполняло душу матери бесконечной скорбью...
Царь и Царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, — говорил Государь, — такими должны быть и мои дети». Свои заботы и внимание Царевич и Великие Княжны распространяли на всех, кого знали. Они воспитывались в простоте и строгости.
Русский Царь был особенно благочестив, силен верой и упованием на Промысел Божий. Его враги не выдерживали смиренного, но вместе с тем чрезвычайно глубокого царского взгляда. Известно, что в период посещения в Глазго строившегося для России крейсера «Рюрик» на Николая Александровича должно было быть совершено покушение одним из матросов, который приблизился к Царю совсем близко, подавая ему бокал с шампанским. Однако покушение не состоялось: «Я не смог этого сделать, — объяснил он. — Эти глаза смотрели на меня так кротко, так ласково».
И вот самый настоящий образец кротости, смирения, благородства, терпения и благочестия в лице Царя Николая Александровича и членов его семьи оказались всеми оставлены в период страшных, лютых жизненных испытаний. Те, благодаря которым многие, а по сути большинство, имели кров, работу, благополучие, власть, почести, положение, знания — остались без помощи, поддержки, охраны. Страшно... но лишь малое меньшинство готово было отдать свою жизнь за своих Благодетелей, большинство же с сочувствием или безразличием взирало на происходящее.
Наша духовная радость оттого, что исполняя заповедь Господню об искании прежде всего Царствия Божьего, Царская Семья показала смирение, терпение, любовь ко Христу и Его Церкви, любовь к ближнему своему, и достигла этого Царствия. Мы радуемся, что сегодня прославляется Семья, а вместе с ней славится и Церковь Христова, потому что семья это "малая Церковь Христова", и Царская Семья явила собой эталон семейных отношений.
Сбылось пророчество преподобного Серафима Саровского о последнем русском государе: "Бог царя возвеличит".
К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия — ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную через все скорби и страдания...
Убивая Царскую Семью, большевики хотели разрушить семью в России, убить её будущее. И сегодня одна из самых больших современных угроз - распад патриархальной русской семьи, олицетворением которой была Царская Семья. Но все больше людей начинают понимать, что погоня за наживой не может заменить человеку самого главного - искренней и бескорыстной любви.
Укреплённые великой верой во Христа, члены Царской Семьи служат для нас образцом мужественной твёрдости и непоколебимой надежды, помощниками в трудных поисках жизненного пути.