Сегодня 16.07.2023, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, Перенесение мощей свт. Филиппа, митр. Московского, всея России чудотворца (1652). Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Антоний Кудрицкий, иерей Сергий Осинцев, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. - Ев. 6-е, Лк., 114 зач., XXIV, 36-53. Лит. - Рим., 110 зач., XII, 6-14. Мф., 29 зач., IX, 1-8. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Ин., 36 зач., X, 9-16.

От Матфея святое Благовествование

9.1. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

9.2. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

9.3. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

9.4. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

9.5. ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

9.6. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

9.7. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

9.8. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о чуде исцеления Господом расслабленного человека. Судя по описанию и по самому названию болезни в Евангелии, он страдал недугом, носящим в настоящее время название паралича. Расслабленный был принесен ко Господу на постели и, следовательно, не мог двигаться самостоятельно. Понимая, что только сильная вера могла подвигнуть людей, принесших расслабленного, на такой смелый поступок, и видя эту веру, Господь обращается к больному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф. 9, 2).

Вера в неразрывную связь между страданием и грехом составляла неотъемлемую часть ортодоксальной иудейской религии в эпоху Иисуса Христа.

Если бы и у самого расслабленного была сильна вера, то не встретилось бы надобности напоминать ему о грехах. Весьма возможно, что сам больной мог смотреть на свою болезнь как на наказание за свои грехи. Таким образом, он мог страдать не только физически, но и духовно. Чтобы прекратить эти страдания, нужно было, следовательно, прежде всего исцелить его от душевной болезни. Поэтому, как бы откладывая дело чудесного исцеления, Христос говорит прежде всего: "прощаются тебе грехи твои"

Присутствующие при этом книжники и фарисеи стали мысленно осуждать Христа за богохульство, видя в Его словах незаконное присвоение Себе власти, принадлежащей лишь Единому Богу. Они пришли в негодование из-за того, что Спаситель, по их мнению, присвоил Себе прерогативу Творца, чем, по их представлениям, оскорбил Бога. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? (Мф. 9, 4–5).

Но не будем забывать, что книжники сами верили в то, что никто не может исцелиться до тех пор, пока не будут прощены его грехи. Если Христос мог дать этому человеку возможность встать и ходить, то это служило неопровержимым доказательством того, что ему были прощены грехи и утверждения Спасителя справедливы.

Так Иисус Христос показал, что может даровать исцеление телу человека и прощение его душе. Исцелив расслабленного, Он сказал: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой (Мф. 9, 6).

Перед нами - чудесная картина человека, исцеленного и спасенного верой его друзей, принесших Его к Христу для исцеления. Если бы не они, больной так никогда и не смог бы приблизиться к Спасителю, чтобы получить исцеление.

Строки сегодняшнего евангельского чтения говорят о том, что мы не можем принудить людей принять Христа против их воли. Не каждому дано помочь другим в познании религиозной истины, но в наших силах указать путь, на котором они сами смогут найти для себя эту истину. Мы не можем сделать всех людей христианами, но можем приложить все усилия, дабы примером нашей любви привести людей ко Христу.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения обратились к молящимся со словами проповеди настоятель Собора Сергий Снопков и иерей Сергий Сафонеев

ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА,

МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, ЧУДОТВОРЦА

Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси

После мученической кончины святителя Филиппа († 23 декабря 1569 года) тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы (Шамина), любимого наставника его в монашеских подвигах.

29 апреля 1646 года игумену Соловецкой обители Илии послана была грамота Патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей святителя и чудотворца Филиппа. 31 мая мощи переложили в новую раку и поставили в Преображенском соборе.

В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного, "склоняя" свою власть перед властью церковной. 3 июля святые мощи встречали в Москве: "пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол". В Успенском соборе "на самой средине стоял он 10 дней" и во все дни с утра до вечера был звон, как в Пасхальную неделю. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря.

На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут крест, от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала).