Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел —  небесные покровители нашего храма и нашего города.

/Content/PhotoArticles/14504apostles.jpg

Сегодня 12.07.2023, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице,  Божественную Литургию в Соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский. Владыке сослужили настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков и духовенство епархии. 

Песнопения Литургии исполнили архиерейский хор под управлением регента Затай А.А. и хор собора под управлением регента Прохоровой О.Н. 

До начала Божественной Литургии был отслужен водосвятный молебен, который совершил иерей Собора Антоний Кудрицкий.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 21:15–25 (зач. 67). Лит. – Апп.: 2 Кор. 11:21 – 12:9 (зач. 193). Мф. 16:13–19 (зач. 67).

От Матфея святое Благовествование

16.13. Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

16.14. Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

16.15. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16.16. Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго.

16.17. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

16.18. и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

16.19. и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Сегодняшнее евангельское чтение повествует об одном из решающих моментов в жизни Спасителя: Он учил о многом и великом, совершал чудеса, являя достаточные доказательства Своего Божества и единства с Отцом.

Теперь же Он желал знать: понял ли хоть кто-нибудь, Кем Он является в действительности. Ведь в Его распоряжении был только один способ оставить людям принесенную весть: записать ее в сердцах людей.

В народе существовало мнение, будто пришествие Мессии будет предварено явлением одного из пророков, и, не считая Самого Иисуса за Мессию, люди полагали, что Он лишь предтеча Мессии.

Конечно, ученики Христовы знали больше, чем все остальные люди: им было дано ближе прикоснуться к жизни Спасителя. Так как им предстояла проповедь о Христе, было важно, чтобы они имели о Нем истинное понятие.

Господь, вопрошая учеников, не спрашивает прямо, что они сами говорят, но прежде спрашивает о мнении народном, а потом о мнении уже их самих. Так поступает Он для того, чтобы показать несправедливость народной о Нем молвы и привести учеников к истинному понятию, что и было сделано.

И апостол Петр, самый смелый, тот, кого святитель Иоанн Златоуст назвал «устами апостолов», от имени всех учеников дает краткое, но полное исповедание истины: Ты – Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16, 16).

Слова Петра были свидетельством об истинном человечестве Христа и истинном Его Божестве.

Со Своей стороны Господь дарует Петру великую награду: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

В прежние времена для защиты от вторжения неприятелей вокруг городов строили стены и всю воинскую силу сосредоточивали у ворот, так как проникнуть в них было легче, чем проломить стену.

Поэтому Господь называет эти ворота вратами ада как место средоточия зла. И, уподобляя в иносказательной речи Свою Церковь зданию, построенному на камне, Христос подчеркивает, что все силы ада, сосредоточенные у ворот Церкви, никогда не смогут одолеть ее.

Продолжая иносказательную речь и уподобляя теперь не Церковь, а Царство Небесное зданию, имеющему входные ворота или двери, Спаситель говорит Петру: и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19).

И так как Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, то Он как бы говорит: это исповедание, которое ты исповедал, будет основанием верующих, так что каждый, кто намеревается строить здание веры, положит в основание это исповедание.

Как важно понять, что к каждому из нас Христос приходит с вопросом:

«За кого ты принимаешь Меня?»

Ведь христианская вера есть личное познание Христа,

а христианин должен выполнять возложенную на него задачу умножения любви к Богу и ближнему,

причем любовь эта должна быть деятельной и жертвенной.

Только любовь, которую мы смогли стяжать, станет тем единственным,

что мы сможем вынести из этого мира в вечность.

 

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.

Проповедь перед Причастием произнес иерей Роман Пудов. 

После отпуста Литургии Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский, обратился к молящимся со словами проповеди и поздравил всех присутствующих с Престольным праздником.  

По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Александра, за усердное служение к трудам на благо Православной Церкви Казахстана и в связи с 65-летием со дня рождения, настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков был награжден Орденом преподобноисповедника Севастиана Карагандинского.

За усердные труды на благо Петропавловской епархии Православной Церкви Казахстана Владыка вручил медали и архиерейские грамоты духовенству епархии и служащим Собора святых апостолов Петра и Павла. 

По окончании Божественной Литургии состоялся Крестный ход вокруг Собора. У мозаичной иконы святых апостолов Петра и Павла был совершен молебен святым первоверховным апостолам Петру и Павлу. 

Крестный ход по совершении молебна отправился во двор Собора, где по благословению настоятеля прот. Сергием Снопковым всем присутствующим были предложены угощения.

ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МИССИОНЕРА

Прославляя апостолов Петра и Павла в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов.

Апостол Павел говорит о том, что надеяться нужно на Бога, а не на человека. Павел пример человека, имевшего в сердце именно живую веру. Если вы имеете живую веру в сердце, тогда вас не остановит ни разочарование, ни депрессия ни что-либо другое.

Святой апостол Павел проповедовал по целым дням Бога, а по ночам делал палатки. При свете луны или лампы он усердно трудился, считая для себя обязательным труд. Главный труд, главное его стремление было в том, чтобы бежать, чтобы спешить сколько было сил к цели — бежать в Царство Божие.

Он, нисколько не считая себя достигшим, стремился все вперед, забывая уже достигнутое, стремился к цели высшей, к получению высшего звания Божественного во Христе Иисусе.

Это пример жизни, противоположной жизни праздных людей. Никакого следа праздности не найдете в жизни апостола Павла. Он был очень образованным человеком, он много знал и мог бы сказать себе: «Я и так самый образованный христианин, чего мне ещё учиться» …но! Но он продолжает исследовать Писания и делиться этими исследованиями с другими. И он не скрывает того радостного, детского восторга, который эти исследования вызывают у него:О бездна богатства, и мудрости, и знания Бога! Как непостижимы суды его и неисследимы пути его!

Призвание апостола Павла

Для апостола Павла истина была истинным богатством, которое он ценил намного выше материального.

Нам, людям, нельзя быть самоуверенными. Одно из наших основных качеств — немощь. Вместо «человека умелого», «человека разумного» наука могла бы нас назвать «человеком немощным». Даже те, от которых менее всего ожидаешь дрожи в коленях, по временам ослабевают и теряют самообладание. Яркий пример — апостол Пётр. Волевой и смелый, горячий и порывистый, этот апостол вошёл в историю не только исповеданием веры и проповедью Благой вести, но и отречением во дворе архиерея.

Пётр — пример человека, который, как Иаков, дерзает бороться с Ангелом, но может испугаться собачьего лая. Так, тёзка его — Пётр Первый — одолел и Софью, и Карла, но до смерти боялся тараканов. Эти «камни», — именно так переводится имя Пётр, — не боялись ударов молота, но их могли пробить насквозь равномерно падающие капли воды.

Вода, кстати, и проявила это свойство души апостола. Увидев Христа, ходящего по морю, Пётр захотел так же по воде прийти к Нему. Услышав из уст Господа «Иди!», он пошёл, но... испугался волн и ветра. Акафист Сладчайшему Иисусу говорит о том, что внутри у Петра была в это время «буря помышлений сумнительных». Душа смутилась от наплыва разных помыслов, испугалась сама себя в этом новом, неожиданном состоянии, и в итоге Пётр стал тонуть.

Своё согрешение Пётр оплакивал всю жизнь. А вот оплакали ли мы свои грехи? Научились ли у Петра покаянию? Ведь и мы, согрешая, отрекаемся от Господа. «Тебе Единому согрешил», — говорит Давид, потому что грех — это не нарушение одного из моральных правил. Грех — это деятельное отречение от Творца, отказ Ему служить.

Спасение утопающего апостола Петра

Апостол Петр по первому Слову Господа был призван и стал Его учеником и последователем, и до конца своей жизни сохранил преданность своему Божественному Учителю.

Апостол Петр именуется еще камнем. Почему? Потому что он сохранил твердость веры. В этом величие этого Апостола, ибо он, преодолевая все сомнения и трудности, остался верен Христу Спасителю и своему Учителю.

Вот два величайших Апостола Христова, вот два великих человека, Святость которых не подлежит сомнению, вот поистине два проповедника слова Божия, с которых мы с Вами можем брать пример всегда, в любых условиях нашей жизни.

Если мы посмотрим на образ жизни этих двух Апостолов, то обнаружим, что и наши с Вами жизни складываются примерно таким образом. Ибо одни принимают веру Христову раньше и всем своим сердцем, и служат Христу до последнего дыхания своего на этой земле. Другие значительно позже, в зрелом возрасте принимают веру Христову, пройдя через великое множество сомнений и неверие.

Таким образом,мы видим, что сама жизнь Апостолов есть прямое свидетельство веры Христовой, и то, какой пример они нам подают, должно нас побуждать уподоблению им. Ибо, не уподобляясь Апостолам, мы никогда не поймем, что есть вера Христова, вера истинная.

Поэтому Апостолы Петр и Павел научают нас сегодня с Вами до конца дней своих служить Христу. Быть христианами не только по наименованию, но по существу своему, быть носителями благодати Духа Святого, чрез который мы и соединяемся со Христом и с Жизнью вечной. И самое главное, мы до конца должны пройти этот путь на земле, не отступив, не предав Христа, но последуя за Ним вплоть до вечности в будущем Царствии Небесном.Они, пребывая со Христом в Царствии Небесном, неизменно благословляют нас с Вами и призывают уподобляться им, а мы, зная об этом, должны совершить то же по отношению к ним.

Помните, что жизнь коротка, надо спешить, спешить, как апостол Павел спешил,

— надо спешить в делании Господу.