Сегодня 25.06.2023, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Осинцев, иерей Антоний Кудрицкий, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мк. 16:9–20 (зач. 71). Лит. – Рим. 5:1–10 (зач. 88). Мф. 6:22–33 (зач. 18). Прпп.: Гал. 5:22 – 6:2 (зач. 213). Мф. 11:27–30 (зач. 43).
От Матфея святое Благовествование
6.22. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
6.23. если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
6.24. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
6.25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
6.26. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
6.27. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
6.28. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
6.29. но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
6.30. если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
6.31. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
6.32. потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
6.33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
В словах сегодняшнего евангельского чтения Господь предупреждает, что, полюбив богатство, предметы роскоши и вообще все земное, человек не думает уже о накоплении тех нетленных сокровищ, которые открывают двери Царства Небесного: сердце человека порабощено земным, глаза ослеплены, ум помрачен. И эту мысль Христос поясняет примером: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 6, 22–23).
Глаз – светильник для тела: если он здоров и чист, то и все тело через него светло, и все предметы видит он в их истинном виде. Но, если глаз болен или нечист, он плохо видит и различает предметы. Светильник души есть ум: если ум светел, ясно понимает предметы духовные, то он просвещает все душевные свойства и направляет их деятельность к приобретению истинно драгоценного для души.
Заповедуя собирать сокровища, которые ведут в вечную жизнь, Господь коснулся и такого вопроса: можно ли наследовать вечную жизнь, не покидая своей привязанности к богатству и роскоши? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). Мамоной у сирийцев назывался идол обогащения, а иудеи под этим словом подразумевали просто богатство. Таким образом, тот, кто намерен служить одновременно и Богу, и мамоне, подобен желающему угодить сразу двум господам, имеющим разные до противоположности характеры и предъявляющим разные до противоположности требования.
Господь ведет нас к небесному и вечному, а богатство – к земному и тленному, поэтому, дабы избежать такой двойственности, мешающей делу вечного спасения, необходимо отказаться от чрезмерных и излишних забот, поглощающих все время и внимание и отвлекающих от забот о спасении души.
Ищите же прежде Царства Божья и правды Его, и в награду за это Господь Сам позаботится о нас,
чтобы мы имели все необходимое для земной жизни,
и мысль об этом не должна мучить и угнетать нас, как неверующих язычников.
Строки сегодняшнего евангельского чтения напоминают нам о подлинных ценностях нашей жизни. Именно об этом говорит Господь, предостерегая от служения материальным ценностям. Лишь используя земные богатства во славу Божию, мы собираем себе сокровища небесные, которые выше и ценнее сокровищ земных.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
В завершении богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.
ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́:/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
Перевод:
Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и а́д ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тва́рь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Ада́м свесели́тся,// и ми́р, Спа́се мо́й, воспева́ет Тя́ при́сно.
Перевод:
Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо ужасался, и мертвые восставали. И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.