Сегодня 11.06.2023, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Осинцев, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мф. 28:16–20 (зач. 116). Лит. – Евр. 11:33 – 12:2 (зач. 330). Мф. 10:32–33, 37–38, 19:27–30 (зач. 38). 

От Матфея святое Благовествование

10.32. Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;

10.33. а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

 

10.37. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

10.38. и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

 

19.27. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

19.28. Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

19.29. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

19.30. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Предупредив о предстоящих гонениях, ожидающих Его последователей, Спаситель призывает их к исповедничеству. 

Исповедуя Христа, нужно и любить Его больше всех, а волю Его, выраженную в заповедях, ставить выше воли кого бы то ни было из людей, а потому Спаситель добавляет: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37).

И слова эти не звучали для окружавших Его людей странно или неожиданно. Напротив, они были подтверждением веры, потому как не противоречили заповеди о почитании родителей, но дополняли ее, ставя Бога на первое место в духовной жизни.

Далее Господь говорит: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38).

Жители Галилеи хорошо знали, что такое крест. В их памяти осталось подавление восстания Иуды Галилейского римским полководцем Варом, приказавшим распять на крестах две тысячи иудеев, а кресты поставить вдоль дорог Галилеи. Слушающие Христа помнили, как осужденные сами несли свои кресты к месту распятия.

Обращаясь к слушающим Его, Спаситель сказал о том, что стремление удержать имеющиеся земные блага привязывает интересы, мысли и чувства человека к земному, что не позволяет следовать за вечным.

На что апостол Петр заметил: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф. 19, 27). Действительно, апостолы были людьми разных профессий и достатка. Кто-то был беден, кто-то, наоборот, богат, но все они оставили все, что имели, и последовали за Христом. В этом выразилось их самоотвержение.

На это Господь отвечает, что всякий, оставивший ради Него все, к чему привязан душой, получит великую награду, и притом не только в будущей, но уже и в этой земной жизни.

Действительно, в первые века христианства во время гонений все христиане составляли как бы одну семью, являясь братьями и сестрами во Христе, и дом каждого из них был всегда открыт для всякого провозвестника слова Божиего, становясь как бы его собственным домом взамен оставленного ради Христа и проповеди Евангелия.

Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о том, что каждому христианину приходится жертвовать своими покоем, комфортом и желаниями ради исполнения воли Божией в этом мире. Это и есть путь крестоношения. И только следуя этим путем, мы становимся наследниками славы Царства Божия.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

По окончании Божественной Литургии и славления Всем Святым, был совершен Крестный ход вокруг Собора и отслужен молебен о ниспослании дождя.

ВСЕ СВЯТЫЕ

День Всех святых празднуется в Православной Церкви в первое воскресенье по Пятидесятнице. Выбор даты этого праздника напрямую связан с празднованием в предыдущее воскресенье Сошествия Святого Духа на апостолов, поскольку этот день напоминает нам о плодах того дара, который получила церковь в день Пятидесятницы. Под святостью сейчас понимаются мужи и жены, своим мученическим подвигом, или иным родом жительства и подвига благоугодившие Богу и причисленные к лику святых (канонизированные).

Но, если обратиться к свидетельству Нового Завета, то мы увидим, что слово «святые» обозначает крещенных и верных церкви христиан. Именно так апостол Павел обращается к христианам, которым он адресует свои Послания. Например, в Первом послании к коринфянам он пишет: «Павел, призванный апостол Христа Иисуса волей Божьей, и Сосфен, брат, — церкви Божьей, которая в Коринфе, освящённым в Христе Иисусе, призванным святым…» (1 Кор. 1, 1-2). Вот начало его Послания к римлянам: «Всем находящимся в Риме возлюбленным Божьим, призванным святым…» (Рим. 1, 7). А так он начинает Послание к эфесянам: «Павел, волей Божьей апостол Христа Иисуса, — святым, находящимся в Эфесе и верным в Христе Иисусе» (Еф. 1, 1). Очевидно, что апостол Павел в своих письмах обращался не к тем, кто после своей кончины получил титул «святого», а ко всем верующим в Христа, которые жили в упомянутых городах.

Началу становления особого чина святых, положило почитание мучеников за Христа, первым свидетельством которого является описание мученической кончины Поликарпа Смирнского. Почитание мучеников первоначально строилось как почитание усопших. На гробах, или подле них первые христиане проводили поминальную трапезу и Евхаристию. Особыми днями для совершения литургии на гробах была годовщина мученической кончины, а так как мученик был героем всей христианской общины, то и празднование совершалось не только узким кругом близких, но всей церковью. Только к третьему веку почитание простых смертных стало отделяться от памяти мучеников. Более того, дошедшие до нас древние саркофаги содержат надписи, говорящие о том, что просьбу о заступничестве писали не только на гробах мучеников, но и при погребении простых христиан, умерших своей смертью. Христиане молились Богу за мучеников, так же, как и за простых усопших.

Божественная Литургия, точнее ее центральная часть — Евхаристический канон носит в себе яркий след этой практики. Хотя сейчас, эта часть молитвы произносится священником тайно. Сразу после призывания Святого Духа в Литургии Иоанна Златоуста священник молится:

«Еще приносим Ти духовную и бескровную жертву, о иже в вере почивших: праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся».

(Евхаристический канон Литургии Иоанна Златоуста).

 

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙглас 8

С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да на́с свободи́ши страсте́й,// Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙглас 8

Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́,/ и Е́ва лику́ет во Твое́м воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.

На праздник Всех Святых приходится заговенье на Петровский пост — последний непостный день, в преддверии Петрова поста. Пост заканчивается накануне праздника апостолов Петра и Павла, поэтому он называется Петровским (Апостольским или Петровым).

В 2023 году Петров пост начнется 12 июня, а завершится 11 июля.

Основной традицией любого православного поста является не только воздержание в пище.

Время поста — это период борьбы человека со своими страстями, большего внимания к делам милосердия и молитве. В течение поста верующие стараются как можно чаще приходить в храм.