Сегодня 04.06.2023, в Неделю 8-ю по Пасхе, ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА. Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Антоний Кудрицкий, иерей Сергий Осинцев, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 20:19–23 (зач. 65). Лит. – Деян. 2:1–11 (зач. 3). Ин. 7:37–52, 8:12 (зач. 27).
В соответствие с богослужебным Уставом за Литургией праздника Пятидесятницы исполняются особые антифоны, состоящие из пророческих псалмов: 18-го «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» с припевом «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», 19-го «Услышит тя Господь в день печали» с припевом «Спаси ны Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуия» и 20-го «Господи, силою Твоею возвеселится царь» с припевом – тропарем праздника «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей». Вместо Трисвятого на Литургии поется крещальный гимн: «Елицы во Христа крестистеся...», в воспоминание древней традиции крещения в этот день оглашенных. Апостольское чтение на Литургии содержит рассказ о самом событии Сошествия Святого Духа (книга Деяний святых апостолов 2 глава, стихи с 1 по11). Евангельское чтение (Евангелие от Иоанна глава 7, стихи с 37 по 52; глава 8, стих 12) содержит обетование Спасителя о ниспослании всем «духовно жаждущим» людям утоляющей их благодати Святого Духа, которая должна излиться через воспринявших ее верующих в Господа Иисуса Христа на весь мир.
От Иоанна святое Благовествование
7.37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
7.38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
7.39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
7.40. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
7.41. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
7.42. Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
7.43. Итак произошла о Нем распря в народе.
7.44. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
7.45. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
7.46. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
7.47. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
7.48. Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
7.49. Но этот народ невежда в законе, проклят он.
7.50. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
7.51. судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
7.52. На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
8.12. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
В последний, великий, день праздника кущей при чтении закона и при совершении особых обрядов иудеи вспоминали все величайшие события народной жизни. Торжественным шествием они вступали в храм, что служило воспоминанием вступления в землю обетованную.
По окончании утренней жертвы в храме народ со священником шел из храма к Силоамскому источнику. Там священник наполнял золотой сосуд водой и при радостных криках толпы, звуках труб и кимвалов относил его в храм, восходя с ним к жертвеннику всесожжения. Совершая жертву возлияния, священник выливал из сосуда воду.
Этот обряд был установлен в воспоминание того события, как странствовавшие в безводной пустыне иудеи изнемогали от жажды, а Моисей, по повелению Божию, поднял руку, ударил жезлом своим в скалу и извлек из нее источник воды.
Уподобляя каждого верующего в Него скале, источающей воду, Спаситель говорит об озарении верующих благодатью Святого Духа: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго (Ин. 7, 38–39).
Всякий верующий во Христа сам станет источником благодати, которая будет утолять духовную жажду всех ищущих спасения. Свершилось же все это лишь после Вознесения Спасителя, в день Пятидесятницы.
Одним из главных событий на празднике кущей было напоминание о том, как чудесный огненный столб освещал в пустыне путь иудеям и привел их в землю обетованную. То был свет, руководивший одним только иудейским народом и направлявший его к лучшей, чем в Египте, земной жизни.
Христос же пришел указать не одним иудеям, а всему миру путь к блаженству вечной жизни, а потому обратился к слушающим Его людям со словами: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12).
Нам же следует помнить, что свет жизни исходит от жизнеподательного источника Пресвятой Троицы. Лишь будучи послушными небесной мудрости Отца и Сына и Святого Духа, мы можем войти в славу Бога, уготованную любящим Его прежде создания мира.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
В День Святой Троицы впервые после Пасхи читается молитва «Царю Небесный». В этот великий день — день рождения Церкви, после Литургии служится вечерня, во время которой читаются коленопреклоненные молитвы — удивительные по своей глубине и красоте. Великую Вечерню с чтением коленопреклонных молитв святителя Василия Великого возглавил настоятель Собора.
Стоит отметить, что именно с этого дня впервые после праздника Пасхи Церковным Уставом полагается совершать земные поклоны.
Коленопреклоненные молитвы содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, а также об упокоении умерших. Эти молитвы имеют свое особое символическое значение. Они введены в богослужение для того, чтобы сохранить и утвердить верующих в смиренном состоянии, а также сделать их способными, по примеру апостолов, к принятию бесценных даров благодати Божией.
В завершении богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.
Из книги Деяний святых апостолов мы знаем, что в три часа Сионская горница, в которой находились апостолы в непрестанной молитве после Вознесения Господня, наполнилась шумом с неба. Вся горница была наполнена огненными языками, которые остановились над каждым из святых апостолов. В это мгновение получилось не только внешнее, но и внутреннее преображение апостолов, их души наполнились благодатью Святого Духа. Как только Божественный огонь возгорелся в сердцах апостолов, они вознесли свои молитвы благодарения Господу на разных языках, тех стран, в которых они никогда не были. Это был дар Святого Духа, и он был необходим для того, чтобы апостолы могли проповедовать Евангельскую истину в различных странах.
День Святого Духа — Пятидесятница является днём рождения Церкви на земле.
Святой Дух наполняет Церковь, все её Таинства.
Именно через церковные Таинства человек верующий соприкасается с Воскресшим Спасителем, соприкасается со всем, что Богочеловек сделал для спасения рода человеческого.
Благодать Святого Духа наполняет всю Церковь, и поэтому врата ада,
по словам Спасителя, её не могут одолеть.
Тропарь на День Святой Троицы, глас 8
Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,/ и те́ми уловле́й вселе́нную,// Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Перевод: Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак на День Святой Троицы, глас 8
Егда́ снизше́д язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.
Перевод: Когда сошел Всевышний и языки смешал (Быт.11:1-9), Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал (Деян.2:1-8), Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.