Вознесение Господа Иисуса Христа на небо — событие, которое подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24, 50, 51) и в Деяниях св. апостолов (Деян. 1, 9-11). Краткое воспоминание об этом событии приводится в конце Евангелия от Марка (Мк. 16, 19). Догматическое понимание значения этого, без преувеличения, величайшего дня, может поддаться разумению и пониманию после приложенных стараний и полученных разъяснений. Но как это значение и смысл адаптировать к жизни простого прихожанина, человека живущего обыденной жизнью со всеми свойственными ей подробностями? Что реально может привнести в повседневность понимание значения Вознесения Господня?
Каждый из нас, часто или не очень, сознательно или нет, обращает свой взор к небу. Мы любуемся его красотой, беспокоимся о погоде, размышляем о вечности, мечтаем, ищем вдохновения, воздыхаем в молитве, глядя на бескрайний, необъятный, таинственный простор распростертой над нами небесной необъяснимости. Иногда, в редкие минуты выпадения из сумасшедшего ритма светской жизни, доводится человеку, прилечь на зеленой траве, взглянуть в завораживающий простор неба и невольно выдохнуть: «хорошо-то как!». А сколько восторга, восхищения, интереса вызывает звездное небо в ясную ночь, каким непостижимо далеким и манящим, таящим множество опасностей и сулящим невиданные блага представляется оно наблюдающим. Это притяжение заложено в людях изначально, душа всякого человека ощущает в той или иной степени свою предрасположенность к небесному жительству.
Наши взоры и надежды направлены туда, куда, на глазах восторженных апостолов, с Елеонской горы возносился Господь Иисус Христос. Туда в обители света и вечной радости закономерно стремиться душе. Небо — постоянный укор, напоминание нам, живущим на земле о нашей приземленности, вопреки предназначению. Бескрайность небесных просторов подает знание о величии и непостижимости Творца, о Его высоте, во всех смыслах, об удаленности нашей от Него.
Небо рождает духовную потребность в единении, приглашает в тайну истинного счастья пребывания с Богом, лишенного всякой суеты и временности, несовершенства и тленности. Понимание праздника Вознесения Господня дает человеку возможность оторваться от чрезмерных земных попечений, направить свою надежду ввысь, стать «гражданином» неба еще здесь, возносясь вслед за Христом в бескрайнюю возвышенность добродетельной жизни в абсолютной свободе духа от служения греху.
Вознесение — это то, что порывает наши страстные корни, прорастающие в глубины преисподней, то, что влечет душу к наследованию тех благодатных даров, которые щедро подает нам, в деле Искупления рода человеческого, Спаситель. До Вознесения Господня человек не мог наследовать Царство Божие. Возносясь, Христос указал нам дорогу, проложив путь всем любящим Бога и стремящимся к единению с Ним. Сам Господь учил о значении Вознесения именно таким образом: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2, 3); «...и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26); «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).
Что теперь мешает человеку стать наследником Вечного Царства Бога? Очевидно, что маловерие, нерадение, т.е. отсутствие должного усердия в деле спасения, лень к богопознанию, гордость и самолюбие, не позволяющие быть критическим самооценкам и беспрелестному видению себя, сластолюбие, совершающее подмены понимания истинных благ на ложные… То есть, страстное устроение человеческого естества является основным препятствием наследования уготованных Спасителем Вечных благ. Борьба и противостояние этим несовершенствам и поврежденностям и есть путь, который необходимо совершать каждому из нас. Вознесение Господне имеет особое значение, как образ обожения каждого верующего во Христа.
Во Христе достигается цель, для которой была предназначена человеческая природа. Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славе, величию и власти Сына Божия. В самом Евангелии говорится о Вознесении как о возвращении Сына туда, где Он был прежде (Ин. 6, 62), или как о возвращении к Отцу (Ин. 14, 28; 24, 5-16; 20, 17). Но это возвращение туда, где был прежде, возвращение к Отцу, совершается уже с воспринятой на вечные времена плотью. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям —– все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках» 1 Фес 4, 16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».
По Вознесении на небо Господь является Ходатаем за нас, предстательствует за нас пред Богом (Евр. 9, 15; 12, 24). Ап. Павел говорит о Спасителе как о Первосвященнике (Евр. 4, 14, 15). Во время Своей земной жизни Господь заповедал Своим последователям обращаться к Нему, с молитвой после Его прославления: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин. 14, 13, 14); «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите» (Ин. 16, 24). Эти слова — свидетельство о полноте власти, о возможности исполнить любое прошение.
Сидя одесную Отца, Господь имеет в Своей Божественной власти все средства, чтобы направлять события мира, защищать и расширять Свое Царство, помогать всем верующим в борьбе с грехами и врагом спасения. «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15, 25, 26).
В заключение хочется привести слова митрополита Антония Сурожского:
«Вознесся Господь плотью Своей, вошел во славу Отчую, сел одесную Бога и Отца, и теперь мы с ужасом и удивлением, как говорит святой Иоанн Златоуст, смотрим и видим, что в сердцевине, в самых глубинах тайны Святой Троицы — человек. Человек Иисус Христос. Да, Сын Божий, но и нам родной — человек. Человечество наше теперь покоится в недрах Господних. Разве можем мы об этом не ликовать?»