Сегодня 21.05.2023 - Седмица 6-я по Пасхе. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). Божественную Литургию в Соборе святых апостолов Петра и Павла, отмечающем свой престольный праздник, возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Осинцев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнил малый хор Собора под управлением диакона Павла Орлова.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 10:1–9 (зач. 35 от полу́). Лит. – Деян. 17:1–15 (зач. 39). Ин. 11:47–57 (зач. 40). Свт.: Евр. 13:17–21 (зач. 335). Лк. 6:17–23 (зач. 24).
От Иоанна святое Благовествование
11.47. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
11.48. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
11.49. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
11.50. и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
11.51. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
11.52. и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
11.53. С этого дня положили убить Его.
11.54. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.
11.55. Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься.
11.56. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник?
11.57. Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.
Весть о чуде воскрешения Христом Лазаря настолько взволновала врагов Господа, что первосвященники и фарисеи немедленно собрали заседание верховного совета – синедриона. В среде своих единомышленников враги Христа не стеснялись высказываться совершенно откровенно, а потому прямо поставили вопрос, что им делать для сохранения своей власти и своего влияния в народе: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом (Ин. 11, 47–48).
Они верили, что Иисус творит чудеса Своей Божественной властью, но испугались, что народ пойдет за Ним и тогда настанет конец их власти и хищениям.
Таким образом, они испугались за свое личное благополучие, которое для них было дороже Мессии.
Но эти мрачные картины, представлявшиеся испуганному воображению членов синедриона, рассеял практичный Каиафа, будучи на тот год первосвященником (Ин. 11, 49). Иудейские первосвященники были проводниками слова Божьего для начальников народа, но зависели от римского правителя Иудеи и часто сменялись.
Принимая на себя личину ревнителя национального блага и вместе с тем находя извинение замышляемому убийству в соображениях государственно-национальной политики, он говорит: лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11, 50). Таким образом, скрывая внутренние личные мотивы своего решения, он говорит, как будто бы руководствуясь только интересами общегосударственными. Предупредить возможность опасного для евреев восстания против римлян во главе со Христом и для пользы всего иудейского народа скорее покончить со Христом – вот основная мысль Каиафы.
Только Каиафа говорил об одном иудейском народе, а Христос умер, чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино (Ин. 11, 52), то есть для спасения и собрания воедино в Своей Церкви не только иудеев, но и боящихся Его во всяком роде, во всех народах.
Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют нам о важной истине:
Господь пришел в мир ради того, чтобы собрать всех чад Божиих воедино и привести к Себе.
Но Спаситель смиренно ожидает, когда душа человека свободно откликнется на Его призыв.
Самым лучшим откликом является готовность души соединиться со своим Создателем путем жизни по заповедям Божиим, а также любовью к ближним и служением на их благо.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
В завершении богослужения настоятель Собора Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди.
По окончании Литургии были совершены молебен и Крестный ход вокруг Собора.
Святитель Николай особо почитаем в среде казаков, он является небесным покровителем Сибирского казачьего войска. Казачество и Православие неразделимо. Ведь именно казаки - первопроходцы были в далеком Сибирском крае первыми православными миссионерами. Большинство храмов в Сибири воздвигались именно этому Святому. По сложившейся традиции в день святителя Николы приходят сибирские казаки в храмы, чтобы принять участие в торжественных богослужениях, отдать дань казачьему заступнику и покровителю. От казаков Горькой линии Собору свв.апп. Петра и Павла к престольному празднику была привезена в дар икона святителя Николая Чудотворца из Свято-Николаевского монастыря (Верхотурье).
Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 4
Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Ба́рский ра́дуется,/ и с ним вселе́нная вся ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое, возсия́, светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас я́ко предста́тель наш вели́кий, Нико́лае.
Перевод: Настал день светлого торжества, город Бари радуется, и с ним вся вселенная ликует в псалмопениях и песнопениях духовных, ибо сегодня священное торжество в честь перенесения почитаемых и подающих многие исцеления мощей святителя и чудотворца Николая, воссиявшего как незакатное солнце яркими лучами, разгоняющими тьму искушений и бед от взывающих с верой: «Спасай нас как заступник наш великий, Николай».
Ин тропарь святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 4
Оте́чество свое́, Ми́ры Лики́йския, не оста́вль ду́хом,/ во преми́рный град Ба́рский пресла́вно те́лом пренесе́ся, архиере́ю Нико́лае./ И отту́ду мно́жество челове́ческое свои́м прише́ствием возвесели́л еси́/ и боля́щия исцели́л еси́./ Те́мже тя мо́лим, святи́телю Нико́лае,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Отечество свое, Миры Ликийские, не оставив духовно, в мирный город Бари дивно перенесся телом, архиерей Николай. И там множество людей пришествием своим обрадовал и больных исцелил. Потому молим тебя, святитель Николай, моли Христа Бога, да спасет души наши.
Кондак святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, чудотворцу, на перенесение мощей, глас 3
Взы́де я́ко звезда́ от вост́ока до за́пада/ твоя́ мо́щи, святи́телю Нико́лае,/ мо́ре же освяти́ся ше́ствием твои́м,/ и град Ба́рский прие́млет тобо́ю благода́ть:/ нас ра́ди яви́лся еси́ чудотво́рец изя́щный,// преди́вный и ми́лостивый.
Перевод: Взошли (и просияли) как звезда от востока до запада твои мощи, святитель Николай, море же освятилось твоим путешествием, и город Бари принимает твою благодать, ибо для нас явился ты - чудотворец необыкновенный, удивительный и милостивый.