ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Пять недель прошло с той великой ночи, когда мы, уставшие после сорокадневного пути по пустыне поста, радостно обратились друг ко другу с пасхальным приветствием.
И вот вновь и вновь поздравляем друг друга, обнимаемся троекратно, и ещё раз благовествуем: Иисус Христос восстал из мёртвых, и теперь посреди нас!
Склонны мы терять радость праздников, и после духовно насыщенных дней воздержания и покаяния, возвращаемся к пресной и обыденной жизни без памяти о Боге… Вот и молимся утром и вечером больше механически, чем искренне; и музыку слушаем и фильмы смотрим, пытаясь так заглушить непонятную тоску; и в кафе ходим, и в театр… И как-то хочется радоваться — всё же Пятидесятница, самый ликующий период года, но масло в лампадках сердца заканчивается, и радоваться-то нечем. Огонёк слабеет и рискует оказаться задутым.
Но Церковь — рядом с нами. И в ней как раз — масла предостаточно. Вот вырывают нас из круговорота будней воскресенья, и если подготовимся мы к ним, если настроимся причаститься, и вкусим Животворящих Тайн… Сердце вновь разгорается божественным пламенем, и дышится, и верится — легко. «Опыт», — как написал бы в дневнике праведный Иоанн Кронштадтский, подтверждая благодатные изменения души и тела.
А сегодня — можем ещё сильнее возрадоваться и возвеселиться. Ведь впереди — настоящий праздничный пир…
Неделя о слепом: ещё одно чудо Господа
Сегодня — Неделя о слепом и память св. апостола Иоанна Богослова. В очередное воскресенье после Пасхи Церковь погружает нас в дивные дела Христа на земле, в его чудеса, сотворённые при земной жизни. И на этот раз мы прикоснёмся к чуду, когда Господь вернул зрение человеку, рождённому слепым. «Не видел я в своей жизни ни сияющего солнца, ни света луны» — от имени этого человека восклицает церковный песнотворец, но вот мимо Бог идёт, и слепец после неких процедур получает зрение.
Что ещё нам важно — так это то, что вскоре бывший слепец признаёт в своём Исцелителе Господа. Ведь так часто бывает — Господь посылает свою благодатную помощь людям, а те даже до конца не понимают, от Кого она, приписывая чудо или стечению обстоятельств, или помощи людей, или своим заслугам. А потому гораздо важнее, поймёт ли вчерашний слепец другую свою слепоту, откроет ли очи сердца навстречу Богу? Но вот кланяется он Спасителю, и говорит: «Верую, Господи!». Называет человек Христа Богом — и перед нами не просто исцелённый больной, а христианин. Что может быть прекраснее?
Иоанн Богослов — пожалуй, самый загадочный апостол
Сегодня же мы вспоминаем «апостола любви» — святого Иоанна Богослова. Вспоминаем — и это значит, духовно встречаемся, и искренне радуемся этой встрече, и улыбаемся, и благодарим за всё, и просим помолиться за нас и за наших близких. Этот самый молодой ученик Христа, любимый ученик Иисуса из Назарета, сверкает посреди других драгоценных апостолов как некий бриллиант, и свет его полон интересных особенностей.
Например, непонятно — умер или нет святой Иоанн. Он и сам упоминает в Евангелии о загадке, связанной с концом его земной жизни — и последующие события подтверждают некую тайну. Смотрите сами: все ближайшие ученики Христа венчают своё служение мученичеством. Это любит вспоминать протоиерей Димитрий Смирнов, иллюстрируя тезис о том, что христианство — путь к Небу, но путь тернистый и не гарантирующий большого дома, новой машины, тёплой постели и отсутствия болезней. А вот святой Иоанн Богослов хоть и пьёт по приказу правителей чашу с ядом, но не умирает, и казнь заменяется ссылкой. Его жизнь продолжается — в радостных трудах по благовествованию, а потом престарелый апостол надиктовывает своё четвертое Евангелие и Апокалипсис и просит учеников похоронить его.
Живого? Ну да, живого. Сказано — сделано. Ученики, обливаясь слезами, потихоньку засыпают старца землёй, и вот уже только голова остаётся не закопанной. Ученики кладут на лицо святого Иоанна платок, легонько присыпают его землёй и уходят. А потом вместе с другими последователями прибегают обратно, возможно, в намерении раскопать апостола и не слушать больше его странных просьб… Но «могила» уже пуста. И где святой Иоанн — неясно. Быть может, вместе с Енохом и Илией — живым взят на Небо. Узнаем когда-нибудь!
А пока будем просить этого загадочного человека помолиться, чтобы в нас хоть немножко прибавилось любви, которой так много было (и есть) в нём. Кстати, если в вашем храме нет иконы этого апостола, не стоит расстраиваться. Мы так часто видим святого Иоанна Богослова — ведь его скульптурное изображение находится в каждом храме... Верно, рядом с Христом на Кресте, напротив Пресвятой Богородицы. Приходите, молитесь…
Отдание Пасхи: ещё один глоток радости
В среду — отдание Пасхи. Отдание — значит завершение периода празднования, и вот оно отмечается очень торжественной и радостной службой, которая вновь переносит нас к 16 апреля. Если будет возможность — приходите, участвуйте в Литургии. Очень трогательно об этом дне рассказывал митрополит Вениамин (Федченков): «Припоминаю, как один епископ говорил, что иногда Господь дает пасхальную благодать в последний день, на отдание… Хотя я и не имел никаких оснований возражать против этого, считая мысль совершенно правильной, но в сердце (странно устроена наша душа) где-то таилось равнодушное маловерие…
Потому я даже забыл про то, чтобы просить чего-либо у Воскресшего… Но милость Божия — как бывает это нередко — дана была неожиданно, не по заслугам… Благодать есть «благодать», то есть не заслуженный дар. И какая дивная, чрезвычайная, единственная за всю мою жизнь благодать… Не хочется даже говорить о ней, а нужно скрыть, как драгоценное сокровище, от посторонних очей и, особенно, врагов... Поэтому запечатлею крестом святым дальнейшие строки о ней».
Вот видите, единственная во всей жизни, чрезвычайная благодать… И удостоился её приснопамятный митрополит Вениамин именно в день отдания Пасхи — такой был ему подарок от Бога. Если сможем, постараемся и мы не пропустить эту среду мимо сердец.
Уже в понедельник — праздник святителя Николая Чудотворца.
Бесчисленны свидетельства чудесной помощи святителя Николая Чудотворца — о них говорили те, кто жил сотни лет назад, говорят и ныне живущие. Святой приходит на помощь по молитвам страждущих в самых сложных ситуациях, подчас тогда, когда помощи ждать уже неоткуда. Как же отблагодарить угодника Божьего за его благодеяния?
Для начала стоит ответить на вопрос: а зачем Господь являет нам святых, зачем даёт возможность узнать об их подвигах? Только ли для того, чтобы мы славили их святость, ставили у их икон свечи, дивились их чудесам? Конечно, не только для этого — Бог являет нам Своих угодников в первую очередь для того, чтобы мы устремились по их пути, чтобы, глядя на них, мы тоже обратились к своему Творцу.
И мы многому можем поучиться у святителя Мир Ликийских. Конечно, в первую очередь приходит на ум его милосердие, желание помогать ближним (недаром его ещё называют Угодником, а в иных странах именно он, по местным повериям, приносит детям подарки на Рождество). Вот архиепископ Николай тайно приносит деньги в дом некоего человека, который из-за бедности хотел отдать своих молодых дочерей в блудилище, и тем спасает всё это семейство от тяжкого греха. Вот святой дерзновенно останавливает меч палача, занесённый над головами невинно осуждённых. Иногда святой на расстоянии спасает людей — являясь кому-то во в сне, кому-то в некоем видении. Что примечательно во всех эти делах милосердия? Во-первых, в случае спасения трёх девушек и их отца бросается в глаза желание святого, по слову Евангелия, скрыть свою благотворительность. А в случае бесстрашного спасения невинно осуждённых прямо из рук палача особенно удивительна смелость святого, ведь не каждый способен на такой поступок. В иных случаях мы видим вообще великое чудо явления святого кому-то во сне. Смирение, бесстрашие, помощь Божия — они всегда сопровождали подвиги милосердия, которые совершал святой Николай. И, значит, во всех этих делах его поддерживала глубочайшая вера и напряжённая духовная жизнь, без которых всё это было бы невозможно. Вот так творил свои добрые дела святитель.
Вознесение Господне: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»
В четверг — праздник Вознесения Господня. Духовными очами будем мы взирать на поднимающегося в Небо Спасителя, и петь вместе с Церковью: «Исполнив весь замысел о нашем спасении, и соединив то, что на земле — с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я — с вами и никто — против вас!».
Он — с нами, и никто против нас. Благословляет нас Господь, вновь и вновь просвещает души радостью, миром и спокойствием; снова и снова даёт силы жить и делать добрые дела; опять и опять вселяет надежду и даже уверенность в том, что впереди — Царствие Божие, вечная жизнь и встреча с Богом. Мы и сейчас встречаемся с Ним — но как тот слепец при дороге, с рождения не видевший ни солнца, ни луны. И вот настанет тот страшный и радостный день, когда этими самыми глазами, которыми ты, читатель, видишь сейчас перед собой светящийся экран — этими самыми глазами увидишь ты Иисуса Христа.
И вот бы воскликнуть тогда: «Господь мой и Бог мой!», и поклониться со страхом и радостью, и искренне почувствовать своё недостоинство и тьму грехов, и тогда — если Бог благословит — оказаться по правую сторону от Него.
А пока — будем ходить в храм, или (если из-за работы не можем) дома молиться в эти великие праздничные дни; будем просить у Бога, наверное, самого главного — быть рядом с Ним, что бы ни случилось.
Христос воскресе!