Сегодня 14.05.2023, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Божественную Литургию в соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил Правящий Архиерей Архиепископ Петропавловский и Булаевский Владимир; ему сослужили настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, секретарь епархии протоиерей Сергий Первушин, иерей Антоний Кудрицкий, иерей Сергий Осинцев, иерей Михаил Березин, иерей Антоний Шувакин диакон Павел Орлов, а также клир Кафедрального собора. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 20:1–10 (зач. 63). Лит. – Деян. 11:19–26, 29–30 (зач. 28). Ин. 4:5–42 (зач. 12).
От Иоанна святое Благовествование
4.5. Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
4.6. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
4.7. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
4.8. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
4.9. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
4.10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
4.11. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
4.12. Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
4.13. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
4.14. а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
4.15. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
4.16. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
4.17. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
4.18. ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
4.19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
4.20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
4.21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
4.22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
4.23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
4.24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
4.25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
4.26. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
4.27. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?»
4.28. Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
4.29. пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
4.30. Они вышли из города и пошли к Нему.
4.31. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
4.32. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
4.33. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
4.34. Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
4.35. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
4.36. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
4.37. ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет».
4.38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
4.39. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
4.40. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
4.41. И еще большее число уверовали по Его слову.
4.42. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о беседе Господа с самарянкой, состоявшейся по пути Спасителя в Галилею.
Самаряне были, по сути, язычниками, оставшимися на этой территории еще со времен вавилонского плена. Несмотря на то, что самаряне приняли Пятикнижие Моисея, отвергнув, впрочем, пророческие писания, они продолжали поклоняться и своим богам.
И поэтому общение с ними считалось для иудея осквернением себя. Но Господь не лишает самарянку радости диалога, открываясь ей как Мессия и выражая Свою готовность даровать верующим в Него благодать Святого Духа: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Тот, кто напоен этой благодатью, уже никогда не почувствует духовной жажды.
Важно также отметить, что у иудеев и самарян существовало представление о том, что успешность молитвы зависит от внешних условий, главным образом от места, где совершается богослужение. В беседе с самарянкой Христос указывает: Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4, 23). То есть новое, высшее богопоклонение будет повсеместным, поскольку будет совершаться в духе и истине.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании.
По окончании Литургии и Пасхального Крестного хода вокруг Собора Архиепископ Петропавловский и Булаевский Владимир обратился к молящимся со словами проповеди.
Нам важно понимать, что поклоняться Богу в духе и истине означает угождать Ему не одним лишь внешним образом, а путем истинного и чистосердечного устремления к Богу как к Духу, то есть познавая и любя Бога, исполняя Его заповеди.
Тропарь Недели о самаряныне, глас 4
Све́тлую воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся смерть,/ воскре́се Христо́с Бог,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.