Сегодня 30.04.2023 - Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. 

В этот день Православная Церковь чтит женщин – учениц Господа Иисуса Христа – Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию и иных, последовавших за Ним при жизни и не оставивших места Его погребения после смерти. Именно они первыми удостоились радостной вести о Воскресении Христовом. Это торжество издавна считалось православным женским днем, праздником всех женщин.

Настоятель Собора святых апостолов Петра и Павла протоиерей Сергий Снопков возглавил Божественную Литургию пасхальным чином. Ему сослужили иерей Сергий Осинцев, иерей Антоний Кудрицкий, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры Собора под управлением регентов  Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мк. 16:9–20 (зач. 71). Лит. – Деян. 6:1–7 (зач. 16). Мк. 15:43 – 16:8 (зач. 69).

От Марка святое Благовествование

15.43. пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

15.44. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

15.45. И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

15.46. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

15.47. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

16.1. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

16.2. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

16.3. и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

16.4. И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

16.5. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

16.6. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

16.7. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

16.8. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Евангелист Марк начинает свой рассказ сообщением о приходе к Пилату Иосифа из Аримафеи, иудейского города вблизи Иерусалима. Евангелист Марк подчеркивает, что Иосиф осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 

Пилат был удивлен, что Иисус умер так скоро, а потому просил сотника проверить. После того как тот подтвердил факт смерти, Пилат распорядился отдать тело Иосифу. Иосиф же купил плащаницу, то есть длинное и цельное полотно. И, сняв Господа со Креста, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

Женщинам, присутствовавшим на Голгофе, а затем при погребении Господа, было прискорбно, что возлюбленного Учителя похоронили второпях, без подобающего оплакивания и молитвы. Поэтому они, проведя, по заповеди, всю субботу в покое, в первый день недели, уже на рассвете, поспешили ко гробу, чтобы исполнить свое благочестивое желание и отдать последний долг любви по отношению к своему возлюбленному Учителю, наполнив благоуханными ароматами гробницу Христову.

Кем же были эти жены-мироносицы? Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Иосии, Саломия, мать сынов Зеведеевых, а также многие другие, которые служили Христу от своих имений.

Именно мироносицы должны были стать благовестниками славы Воскресения Христова. А потому ангел Господень обратился к ним со следующими словами: Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ «НЕВЕЛИКИХ» ЖЕНЩИН

О женах-мироносицах в Евангелии написано совсем немного. Оставаясь в тени, однако они всегда были рядом со Христом и Его учениками. Женщины служили им, помогали и, замирая от внутреннего благоговения, внимали живоносным речам Спасителя. Они — олицетворение самоотверженной любви и бесстрашного служения Богу и людям. Каждый год во второе воскресенье после Пасхи Церковь вспоминает и чествует подвиг этих великих женщин.

Жены-мироносицы первыми узнали о Воскресении Христовом. Распятие Господа и Его смерть были неожиданными, хотя Сам Спаситель предупреждал Своих учеников о грядущих страданиях. После погребения Христа апостолы растерялись, были напуганы и не знали, что дальше делать. А жены-мироносицы знали. Надо идти и помазать благовонным миром тело Господа. Вдруг в спешке, в пятницу, они сделали это недостаточно хорошо. Много не думали, не рассуждали, не заглядывали далеко. Скорбели, плакали, боялись, но шли — потому что так надо.

Страх, который охватил всех учеников Христовых, был небезоснователен. Все понимали, что фарисеи и книжники, распяв Учителя, вряд ли оставят в покое и Его последователей. Все ждали грядущих бедствий. И жены-мироносицы боялись. Но как договоришься с женским сердцем, привыкшим больше давать, чем брать? 

«Христос воскрес!» — первыми произнесли жены-мироносицы. Им открыл это лучезарный Ангел, сидящий там, где уже не было Господа. Пещера, в которой погребли Спасителя, сняв с Креста, оказалась пустой. Воистину воскрес! Христос Сам явился изумленным женщинам, и они понесли эту весть к Его ученикам, которые вскоре убедились в этом сами.

Нам известны имена семи жен-мироносиц: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна. Что мы знаем об этих женщинах? Пять из них были из Галилеи, а сестры Мария и Марфа из селения Вифания — пригорода Иерусалима, то есть из Иудеи. Также из Евангелия мы узнаем, что «они служили Ему имением своим» (Лк. 8, 3), то есть некоторые из них были достаточно обеспеченными и помогали Христу и Его ученикам материальными средствами.

Писание нам повествует, что Мария Магдалина первой удостоилась увидеть воскресшего Христа. Она стояла и плакала у пустого гроба, пещеры, думая, что тело Спасителя унесли. И в этот момент ей явился Сам Господь, уже победивший смерть. Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной, то есть равной апостолам. Она благовествовала на родной земле и за ее пределами. Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Там она помогала в благовествовании святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. В Ефесе она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.

Святая Мария Клеопова была дочерью от первого брака праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Богородицы. Предание Церкви гласит, что святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении его с Богородицею и маленьким Спасителем из Египта в Назарет выдал дочь замуж за Клеопу, поэтому эта Мария и именуется Клеоповою. У них родился сын Симеон, тоже ставший апостолом Христовым — от 70-и. Прославлен в лике священномучеников.

Святая Мироносица Саломия ​по преданию тоже была дочерью Иосифа Обручника, а также супругой Зеведея, матерью апостолов Иакова и Иоанна. В то время, когда ее сыновья вошли в число учеников Христовых, она тоже, вняв зову сердца, последовала за Спасителем. Саломия вместе с другими женщинами сопровождала Господа в Его жизненном пути до самого конца — она была с Ним при распятии и погребении. Как и другие жены-мироносицы, не побоялась отправиться ко гробу Христа, и одной из первых узнала о Его воскресении.

Святая Иоанна была супругой Хузы, домоправителя царя Ирода. Семья была обеспеченной и знатной. К вере весь дом Хузы, а значит, и его жена Иоанна, пришли, как многие люди, через горе. Есть версия, что исцеленный Иисусом Христом сын царедворца — это ребенок Хузы и Иоанны. Об этом событии нам повествует евангелист Иоанн, глава 4, стихи 46-53. Хуза, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, нашел Его и просил исцелить сына, который был при смерти. Спаситель сказал ему: «Пойди, сын твой здоров». Царедворца уже по пути домой встретили слуги и с радостью возвестили, что его дитя выздоровело — в тот самый час, когда Хуза просил Господа. Благодарная мать — Иоанна с того самого времени стала самоотверженно служить Христу.

Марфа и Мария были сестрами Лазаря, которого воскресил Христос. Это благочестивое семейство, по преданию, любил посещать Спаситель. Жили они в Вифании, что неподалеку от Иерусалима. Незадолго до Своей крестной смерти, Господь был у них в гостях. Мария возлила на Его ноги фунт нардового масла, чем вызвала возмущение Иуды. Однако Господь сказал: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего» (Ин. 12, 7), указывая, что совсем близок тот самый час, ради которого Христос пришел в мир. Сестры после вознесения Господа помогали брату Лазарю в благовествовании в разных странах. О их кончине не сохранилось никаких сведений.

О святой Сусанне мироносице упоминается совсем мало. О ней рассказывает только евангелист Лука в 8 главе, стих 3, когда говорит о женах, служивших имением своим. Поэтому можно сделать вывод, что, скорее всего, она была достаточно обеспеченной.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма, наркомании и лудомании. 

В завершении богослужения настоятель Собора протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словами проповеди, поблагодарил всех женщин, всех помощниц, всех хранительниц очага и пожелал быть такими же достойными, какими были жены-мироносицы, которые служили Господу. Все прихожане получили подарки от настоятеля Собора. 

По окончании Божественной литургии и крестного хода, на котором, по  сложившейся традиции, крест, хоругви и иконы несли только женщины, хор Собора под управлением регента Прохоровой О.Н. подготовил праздничный концерт для прихожан. Чудесная музыка и душевные песнопения проникли в самое сердце слушателей, а чистые голоса наполнили душу светлыми чувствами. 

Священномученик Серафим Петроградский пишет: «Христос не выбирал жен-мироносиц и не звал их следовать за Собою, подобно апостолам и семидесяти ученикам, но они сами пошли за Ним как за единою целью своей возрожденной жизни, как за вечной истиной, как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников и народных наставников».

Пусть же воспоминания о самоотвержении, подвигах, трепетной любви святых жен-мироносиц ко Христу наполнят и наши сердца той же любовью ко Господу и стремлением самоотверженно служить Ему, являя свет этому миру, дабы люди, видя наши добрые дела, прославляли Отца нашего Небесного!

Тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2

Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна/ Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Перевод: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»

Ин тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2

Благообра́зный Ио́сиф с дре́ва снем Пречи́стое Твое́ те́ло,/ плащани́цею чи́стою обви́в,/ и благоуха́ньми во гро́бе но́ве закры́в положи́;/ но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак Недели жен-мироносиц, глас 2

Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ плач прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спас воскре́се от гро́ба.

Перевод: «Радуйтесь», - мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел провозглашать: «Спаситель воскрес из гроба!»