Неделя жен-мироносиц в традиции византийского богослужения проходит через две недели после празднования Пасхи и посвящена воспоминанию Воскресения Христова и тех, кто кроме святых апостолов стали свидетелями этого события — жен-мироносиц и святых Иосифа Аримафейского и Никодима.
В 2023 году этот праздник выпадает на 30 апреля.
В субботу вечером в храмах совершается обычное воскресное всенощное бдение, соединяются последования Пасхи и гимнографического материала из Триоди Цветной, включающие песнопения в честь праведных Иосифа, Никодима и жен-мироносиц. В воскресенье празднование продолжается служением Божественной литургии и молебна в честь святых.
Этот радостный праздник установлен Церковью в память о женщинах-ученицах Господа Иисуса Христа, которые самоотверженно следовали за Ним во время Его земной проповеди, первыми узнали о Воскресении Спасителя из мёртвых и возвестили об этом апостолам.
Иногда нецерковные люди упрекают православных в пренебрежении к женщине, пишут об унижении, о неравенстве прав… Странно слышать такое о той Церкви, в которой столь сильно почитание Богоматери, ведь к Ней мы обращаемся со словами: «Спаси нас», в то время как к остальным святым — только «Молите Бога о нас». Но вот, кроме многих праздников, посвященных Пречистой Деве, есть и праздник святых жен-мироносиц. Действительно, можно назвать этот праздник православным женским днем.
В числе жен-мироносиц Церковь прославляет равноапостольную Марию Магдалину, Марию — мать Иакова Малого и Иосии, Соломию, Иоанну — жену Хузы, домоправителя Иродова; Марию и Марфу — сестер Лазаря, Марию Клеопову, Сусанну и других. Они вместе с апостолами поучались, слушая слово Божие, и бесстрашно несли его в народ. Поэтому святитель и исповедник Крымский Лука (Войно-Ясенецкий) считал, что можно назвать их женщинами-апостолами. Одна из них, самая пламенная, Мария Магдалина (та самая, из которой Христос изгнал семь бесов), и именуется равноапостольной. По примеру жен-мироносиц многие христианки впоследствии обратились с живой верой к Христу, возлюбили Его учение и Святую Церковь более, чем свое знатное происхождение, почести, богатства, наслаждения мира, более, чем родителей, мужей и своих детей, предпочитали смерть отречению от Христа и Его заповедей.
В Триоди цветной на этот день помещен синаксарь (уставное чтение), в котором знаменитый средневековый церковный писатель Никифор Каллист Ксанфопул замечает:
«Именно они, женщины, первыми увидели воскресение и благовестили о нем ученикам. Ибо надлежало, чтобы пол, первым греху подпавший и проклятие унаследовавший, первым узрел и Воскресение, и первым услыхавший: «В болезнех родиши чад» (Быт. 3, 16), первым и радости внял…».
Поздравляем всех православных христианок с этим светлым,
исполненным глубокого смысла праздником!
Желаем им стать для своих ближних такими же вестницами
о Воскресшем Господе, какими стали жены-мироносицы для апостолов.