Вот и наступила Великая Суббота: уже Господь сошёл в ад, и победил его и смерть; уже Господь вывел из ада души ветхозаветных праведников, томившихся там со дня смерти первого человека на земле; уже жены мироносицы, пришедшие ко гробу Спасителя, встретили в нём ангела, возвестившего им, что Христос воскрес. Впереди радостная встреча учеников с воскресшим Учителем, а сейчас Церковь сменила тёмные одежды поста на чистые белые ризы, и как бы замерла в ожидании приближающейся Пасхи.
В соборе святых апостолов Петра и Павла в этот день была отслужена Литургия Василия Великого в соединении с Вечерней, за которой были прочитаны 15 праздничных паремий. Эти Ветхозаветные чтения из года в год раскрывают перед верующими долгую и глубокую историю ожидания чуда Воскресения Господа — от самого начала времён.
Божественную Литургию возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Осинцев, иерей Антоний Кудрицкий, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.А.
За Литургией многие из присутствующих приступили к Таинству Причастия. По окончании богослужения освящаются куличи, пасхи и яйца.
Поздним вечером того же дня совершается Полуночница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце Полуночницы священнослужители переносят плащаницу с середины храма через Царские врата в алтарь и кладут ее на престол. Она остается здесь до праздника Вознесения Господня в память о сорокадневном пребывании Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.
После службы работники и прихожане храма украсили собор живыми цветами, ещё раз привели в порядок церковную утварь, подготовили пасхальные артосы, с которыми на светлой Седмице будут совершаться Крестные ходы. Кажется, всё теперь готово — осталось только дождаться.
В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня на Гроб Господень. Это чудо совершается ежегодно в Иерусалиме накануне Пасхи Христовой. Самое раннее упоминание о схождении Благодатного огня относится к IV веку. Торжественное богослужение накануне схождения Благодатного огня начинается с раннего утра и имеет определенное чинопоследование. Кувуклию, небольшую мраморную часовню, сооруженную над Гробом Господним осматривают и опечатывают. В Храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие является обязательным элементом пасхальных торжеств. Молодые люди, сидя на плечах друг у друга, и громко восклицая: «Нет веры, кроме веры Православной. Христос — истинный Бог», просят Бога даровать верующим Благодатный огонь. Несомненно, Спаситель приемлет и такую по-детски несдержанную, наивную, но искреннюю молитву.
Праздник праздников всё ближе, и многие в эту ночь также приступят ко Причастию, а это значит, что уже сейчас где-то звучат слова подготовительных молитв к этому Таинству: «Христе Иисусе, премудросте Божия, и мире, и сило; Твоим восприятием животворящая и спасительная страдания восприемый, крест, гвоздия, копие, смерть, умертви моя душетленная страсти телесныя. Погребением Твоим адова пленивый царствия, погреби моя благими помыслы лукавая советования и лукавствия духи разори. Тридневным Твоим и живоносным воскресением падшаго праотца возставивый, возстави мя, грехом поползшагося, образы мне покаяния предлагая…»
Тайна Великой Субботы — это тайна не только Воскресения Господа Иисуса Христа,
но и всего человечества.
День Великой субботы — образ ожидания всеобщего воскресения мертвых
и жизни будущего века.