В Великую Субботу Церковь воспоминает телесное погребение Господа нашего Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Сняв тело Спасителя с Креста, Иосиф и Никодим выполнили все обрядовые требования иудейского закона при погребении человека и положили тело Спасителя в новом гробу, который находился недалеко от Голгофы. Иудеи боялись исполнения обещания Спасителя, предсказанного о Своем Воскресении, а также опасаясь, чтобы тело Спасителя не украли апостолы, выпросили у Пилата стражу для охраны гроба и поставили на камень гроба печать. Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это событие, пишет следующее:
«Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всеми последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».
Для каждого христианина важен каждый день святой Четыредесятницы. Но важнее Великого поста — Страстная Седмица. А важнее всех дней Страстной Седмицы — Великая Суббота. Как при первом творении Господь наш Иисус Христос в шестой день создал человека, а на седьмой день почил от всех дел своих, освятив его, назвал субботой, точно также и Великую Пятницу Господь на Кресте обновил и оживотворил умершего человека, а после этого естественным сном уснул. Своим Божеством и телом Господь полагается во гроб, а душой сходит во ад, но ад Его не удерживает, потому что душа Спасителя не была связана прародительской клятвой, как это было у ветхого человека.
За утренним богослужением при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» священнослужители берут Плащаницу и несут ее вокруг храма, тем самым символизируя погребение Христа Спасителя во гроб, Его сошествие во ад. Этим крестным ходом символически показывается победа Христа над смертью и адом. Затем священники подходят с Плащаницей к открытым Царским вратам, символизируя, что Господь Иисус Христос вечно пребывает с Отцом Своим, а также, что райские двери для нас открыты.
По окончании Божественной Литургии совершается освящение вина и хлеба, во многих храмах уже освящаются пасхи, куличи и яйца.
Незадолго до пасхальной службы читается Полуночница Великой Субботы, по окончании которой священники молча поднимают Святую Плащаницу, заносят её в алтарь через царские врата и кладут на Престол, что символизирует сорокадневное пребывание Христа на Земле до своего Всеславного Вознесения.