Каждый день Страстной Седмицы имеет для Церкви особое, сакральное значение. Ведь это время, когда Церковь преодолевает за своими богослужениями пространство и тысячелетия, и оказывается рядом со Христом, идущим все эти последние дни Своей земной жизни на Крестную Смерть ради спасения человечества.
14 апреля 2023 года- Великая и Страстная пятница-память самого трагичного события в истории человечества — предательского осуждения и Смерти Господа нашего Иисуса Христа на Кресте. Кроме того, воспоминается также и то, как тайный ученик Господа Иосиф Аримафейский снял Тело любимого Учителя с Креста и положил в гробнице. И теперь всё в мире замерло в ожидании главного чуда — Воскресения Христова.
В соборе святых апостолов Петра и Павла богослужения Великой Пятницы возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков ,ему сослужили иерей Сергий Осинцев, иерей Антоний Кудрицкий, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.А.
В этот день преддверия Пасхи богослужения были построены таким образом, что между ними оставалось совсем немного времени, и можно сказать, что служба длилась почти без перерыва. Однако это не помешало многим верующим петропавловцам прийти в родной собор ради того, чтобы пройти с Господом до конца Его Крестный путь.
Днём в соборе состоялись Вечерня и Малое повечерие с выносом Плащаницы, изображающей положенного во гроб Господа, и чтением канона, называемого «Плач Пресвятой Богородицы». А вечером состоялась Утреня Великой Субботы, в завершении которой прихожане и священники крестным ходом под мерный перезвон колоколов прошли вокруг храма, неся перед собой Плащаницу, что символизировало перенесение Тела Христова со Креста в гробницу.
По традиции Великая вечерня в воспоминание страданий Спасителя, снятия с креста тела Христова и погребения Его совершается раньше обычного – в час крестной смерти Господа Иисуса Христа.
После входа с Евангелием читаются три паремии из книг Исход, Иова и пророка Исаии, в которых пророчески изображаются страдания Искупителя мира. Вниманию молящихся предлагаются чтение из Послания апостола Павла к Коринфянам о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя (1Кор. 1:18–2:2), и составное Евангельское зачало о последних часах земной жизни и крестной смерти Господа (Мф. 27:1–43; Лк. 23:39–43; Мф. 27:45–54; Ин. 19:31–37; Мф. 27:55–61).
В завершение вечерни, при пении тропарей «Благообразный Иосиф...», в преднесении возженных свечей и при каждении фимиамом, с Престола, как бы с Голгофы, священнослужители вынесли из алтаря изображение положения Христа во гроб – святую Плащаницу. Вышитая пелена с иконой погребения Спасителя возложена на украшенной цветами гробнице в центре храма; по бокам установлены кацеи (кадильницы) с горящим углем и фимиамом.
По выносе Плащаницы был прочитан канон «на Распятие Господне и на плач Пресвятой Богородицы». Это умилительное произведение, составленное в Х веке святым Симеоном Метафрастом, представляет собой слова Пресвятой Богородицы, обращенные к страждущему и умирающему на Кресте Сыну.
Непосредственно после прочтения канона богослужение продолжилось Утреней с чином погребения Господа Иисуса Христа. Богослужение Утрени Великой Субботы посвящено сошествию Христа во ад и победе Спасителя над смертью.
После пения тропарей на «Бог Господь» настоятель собора протоиерей Сергий Снопков и сослужащие ему клирики перед Плащаницей Спасителя прочитали Непорочны – стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся особыми краткими молитвословиями, «похвалами» в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». По окончании Великого славословия с пением «Святый Боже», под погребальный перезвон колоколов, Плащаница была обнесена крестным ходом, в воспоминание сошествия Господа Иисуса Христа во ад и победы Его над смертью.
По завершении крестного хода перед Плащаницей были оглашены: пророчество из книги пророка Иезекииля, созерцавшего воскресение мертвых (Иез. 37:1-14), и отрывок из послания апостола Павла к Коринфянам о плодах смерти Спасителя (1 Кор. 6:7-8, Гал. 4:13-14), после чего архипастырь прочитал евангельское зачало о запечатании гроба Господня первосвященниками и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66).
В этот самый скорбный день Страстной Седмицы не совершалась даже Литургия в знак того, что главная Жертва днесь была принесена на Голгофе.
Богослужение закончилось уже поздно вечером, не сразу опустел храм — перед уходом каждый из многочисленных прихожан с благоговением приложился к святому изображению погребённого Господа, с благодарностью и надеждой воздавая хвалу Его долготерпению и безвинным страданиям за грехи людские — страданиям, проложившим для нас дорогу в Царствие Небесное.