Утро Великого четверга как будто не предвещает беды. Господь, ночевавший в Вифании (селении близ Иерусалима), посылает Петра и Иоанна в город с бытовым, казалось бы, поручением — найти место для пасхальной трапезы. Апостолы следуют указаниям Господа и скоро находят то, что искали, — горницу большую устланную, готовую, где и организуют всё необходимое.
Есть версия, что находилась эта комната в доме матери апостола Марка.
Вечером этого дня сюда приходят Иисус и десять оставшихся Его учеников. Здесь и совершается Тайная Вечеря.
Во время трапезы между учениками вышел спор, кто из них старше. Тогда «Христос встает, при общем недоумении учеников снимает с себя верхнюю одежду, чтобы она не мешала, и остается в одной тунике, затем берет полотенце, подобно рабу им препоясывается, наливает воду в умывальницу и начинает, исполняя обязанности слуги, умывать ноги Своим ученикам, отирая их полотенцем, которым был препоясан», — пересказывает евангельский сюжет архиепископ Аверкий (Таушев). «Это был безмолвный, но наглядный завет уходящего Учителя Своим ученикам — завет смирения и взаимного служения, без всякого превозношения одного перед другим».
А дальше происходит то главное, ради чего Он и собрал апостолов на прощальную вечерю. Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф 26:26–28). Господь впервые преподал ученикам Свои Тело и Кровь, о которых еще прежде говорил: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин 6:53). А потом повелел и впредь устраивать такие же трапезы, чтобы не терять связи с Ним.
Тогда-то и прозвучали слова, которые приводит евангелист Лука: Вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк 22:28-29).
Завершилась Тайная Вечеря, скорее всего, уже поздним вечером. За ней последовала одинокая ночная молитва Господа в Гефсиманском саду на склоне Елеонской горы (у восточной стены Старого Иерусалима); затем — прибытие стражников, приведенных Иудой; арест; допросы у первосвященников…
Начиналась Страстная Пятница — последний день земной жизни Сына Божия.
Какое Царство завещал апостолам Иисус?
То самое, о котором Ему совсем скоро предстоит беседовать с римлянином Понтием Пилатом. Ты Царь Иудейский? — строго спросит у необычного Узника всесильный префект Иудеи, воспроизводя услышанную от первосвященников формулировку обвинения. И услышит в ответ: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин 18:36).
Это царство вечное, Царство Небесное, которое апостол Павел определяет так: праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17). Праведность —внутренняя, «изгнавшая всё неправое из сердца и вселившая в нем правочувствие и правомыслие», разъясняет эти слова святитель Феофан Затворник. «Мир — мирное устроение в себе, в мыслях и чувствах, вследствие освобождения от мятущих страстей самоугодия… и мир любви со всеми братиями, делающий из всех одну душу». «Радость — не какая-либо чувственная … не из себя выводящая, как обычно, но в себя углубляющая, по той причине, что там дается вкушать сердцу… блага, ихже око не виде» (1 Кор 2:9).
Вот он, Новый Завет, оставленный Иисусом Христом всем нам. Но, чтобы наследовать такое царство, необходимо «пребыть в напастех» вместе с Ним, хотя бы отчасти разделить Его крестный путь — на это неизменно обращают внимание святые отцы.