Сегодня Великий Вторник, и мы продолжаем следовать за Христом на Голгофу. В этот день Господь пришел в Иерусалимский храм, учил много людей, как в самом храме, так и вне его. Старейшины и первосвященники слышали притчи, которые говорил Спаситель, понимая, что он говорит о них, искали повода, чтобы Его убить. Однако боялись это сделать из-за народа, который почитал Христа за пророка и, слушая его, услаждался его учением.
Любой здравомыслящий человек понимает, что в любой момент может произойти его встреча с Богом. А так как эта встреча может оказаться неожиданной, человек должен всегда готовить себя и свое сердце к встрече с Богом. Это мы делаем через молитвы, добрые дела, через пост и воздержание. Дело совершенно не в том, что человек будет наказан Богом за то, что он не готов встретиться с Ним. Господь готов принять любого человека как блудного сына. Просто, если человек не думает о Христе, о состоянии своей души, а также о вечности, в один прекрасный момент становится неспособен принять в себя Бога. Конечно же, этот путь к Богу связан со многими трудностями, трудностями в плане поста и воздержания, но этот путь наполнен любовью, а любовь ведет нас к вечности.
Тема духовного бодрствования проходит красной нитью через все богослужение Великого Вторника. И слова евангельской притчи о десяти девах как раз напоминают нам о том, что мы должны помнить о тех дарах и времени, которые даются нам Господом для спасения. «Вот Жених идет в полунощи, и блажен тот раб, которого он найдет бодрствующим» (из тропаря первых дней Страстной седмицы).
Песнопение напоминает нам о десяти девах, которые, взяв светильники, вышли навстречу Жениху. Девы обозначают христиан. Светильники — это души, масло — милостыня и другие добрые дела. Жених — Сам Иисус Христос. Он медлит, не пресекает нашу жизнь смертью, ожидая от каждого человека покаяния. Но люди, не задумываясь о конце своей жизни и всего мира, живут беспечно, их разум и сердце не бодрствуют, но как бы погружены в сон. И вот в полночь внезапно раздается крик о приходе Жениха: настало время встречи души с Богом. Мудрые христиане запаслись добрыми делами, и души их будут гореть любовью к Господу. А души неразумных, грешных людей начнут угасать, предвкушая муки ада; они спохватятся и пойдут за елеем к продающим, то есть пойдут искать случая делать добрые дела, но в это время придет Жених, и двери в Его чертог закроются. «Итак, — заключает Господь притчу, — бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий».
Мы вспоминаем о данной нам в крещении благодати — о золотом таланте (талант — греческая денежная единица), который можно приумножить, а можно зарыть в землю, так что потом и это богатство, которым мы пренебрегли, отнимется у нас. Мы видим картины последних времен и Страшного Суда, о дне и часе которого не знают даже ангелы небесные. Церковь призывает нас быть в эти дни рядом со Христом, слушать заповеди Его и выполнять Его волю: Он теперь идет на добровольное страдание для того, чтобы спасти нас. В храме многократно повторяются слова: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения…»
Следуя в эти дни за Христом Спасителем, мы духовно страдаем вместе с Ним. Мы как бы вместе со Христом должны сораспяться. Как же это у нас получается в жизни? На этот вопрос святитель Феофан Затворник отвечает следующим образом:
«Исполняя заповеди, будете распинать себя ради Господа... Сами познаете, как исполнением христианских добродетелей то пригвождаются руки и ноги, то поражается сердце, то голова увенчивается тернием, то все естество наше покрывается ранами... Будем не только сопутствовать Ему, но и сораспинаться с Ним, ибо иного пути к спасению нет!»