Сегодня, 7 апреля 2023 года - Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий), Благовещение Пресвятой Богородицы. Божественную Литургию в Соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Осинцев, иерей Сергий Сафонеев, иерей Антоний Кудрицкий и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнил малый хор Собора под управлением регента Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Лк. 1:39–49, 56 (зач. 4). На 6-м часе: Ис. 66:10–24. На веч.: Быт. 49:33 – 50:26. Притч. 31:8–32. Благовещения: Исх. 3:1–8. Притч. 8:22–30. Лит. – Евр. 2:11–18 (зач. 306). Лк. 1:24–38 (зач. 3).

От Луки святое Благовествование

1.24. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

1.25. так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

1.26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,

1.27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

1.28. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

1.29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

1.30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

1.31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

1.32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

1.33. и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

1.34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

1.35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

1.36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,

1.37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

1.38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Служение Литургии Иоанна Златоуста, положенное в день Праздника, было предварено 3, 6 и 9 часами с кафизмами, Изобразительными и Вечерней. А сама Литургия началась с возгласа «Господи, спаси благочестивыя» и торжественным пением Трисвятого.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектеньи были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектенье были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма,наркомании и лудомании. 

 

Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна, е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

Перевод:

В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

Величание Благовещению Пресвятой Богородицы

Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ Ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

БЛАГОВЕСТВУЙ, ГАВРИИЛЕ!

Благовествуй земле, радость велию… хвалите Небеса Божию Славу! Благая весть, сшедшая с небес от Бога чрез Архангела Гавриила к Пречистой Деве: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» — озарила всю Вселенную. Когда с удивлением размышляла Святая Дева о сем приветствии, Ангел в кратких словах выразил Ей сущность своей речи: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: Тем же и раждаемое Свято наречется — Сын Божий». Благодать достойно избрала святую Марию, и во всех родах не нашлось подобной Ей — святой телом и Духом. Она с кротостью приняла Слово Архангела Гавриила и по исполнении времени, произвела бесценную Жемчужину — Сына Божия — Начало нашего спасения. Дева Мария узнала то, что было сокрыто от патриархов и пророков, то, что до сих пор оставалось неведомым для самих Ангелов, услышала то, чего не удостоился слышать сонм мужей богоносных — хотя и проповедовали об этом и не постигали способа совершения. Где Дух Святой — там все совершается  скоро, где Божественная Благодать — там все возможно.

Благовещение — начало, краеугольный камень Божия домостроительства, цель которого — наше спасение. Тайна Воплощения Сына Божия — Тайна непостижимая, в которой действует всемогущество Божие. И дело воплощения Сына Божия осуществляется по закону воли Его. Пресвятая Дева повиновалась этой воле и безусловную Свою покорность выразила в словах, которые показали достоинство Ее высокого назначения: «Се, Раба Господня, буди мне по глаголу Твоему» (Лк. 1, 38).

По примеру Пресвятой Девы, каждый христианин должен всегда поступать так, как угодно Богу, искать во всем происходящем Его Святую волю. И мудрым окажется тот, кто свою волю СВОБОДНО покорит всесвятой воле Божией, определенно выраженной в Законе Божием и церковных установлениях и жизнь наша должна определяться ими. Все случающееся с нами — принимать с благодарением: ибо сказано апостолом Павлом: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5,18 ). Воля Творца не может быть неблагой по отношению к своему Творению.

Ныне Ангельские Лики воспевают Славу Божественную и свет Христова пришествия сияет верным, Вселенная исполняется радостию снисшествия на людей Святаго Духа, проповедуется нам преславное и неизреченное Таинство христиан, запечатлевших свое упование во Христа святостию и благочестием. Ныне готовятся венцы за постоянство в добродетели. Бог, желая увенчать священные главы людей благопослушных и соблюдающих дни празднственные, именует хранителей веры званными и наследниками в Небесное Царство, со тщанием приглашает принять участие в Божественной службе Бесплотных ликов.

Сын Божий, воплотившись, сокрушит силу врага рода человеческаго, и та Великая минута, когда Архангел Гавриил принес на землю Благовещание, когда  Дух Святой возвел естество Девы целомудренной в состояние Богоматери, называется в церковных песнопениях главизной спасения, ибо с того момента уже с нами Спаситель, с нами Бог.

Традиция выпускать на Благовещение белых голубей восходит к народной традиции встречи весны. Раньше выпускали разных лесных птиц. Иногда это были пойманные птицы, а иногда - выхоженные птицы, которые не смогли улететь в теплые края осенью. Как и многие другие, эта традиция «воцерковилась». Из Евангелия мы узнаем, что Святой Дух сошел на Господа во время его крещения в реке Иордан в виде голубя. Непорочное Зачатие Девой Марией Иисуса Христа архангел Гавриил также объясняет нашествием на нее Духа Святого: Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит  Тебя (Лк 1:35). Из этого слияния народного обычая, крещенского образа Святого Духа и евангельских слов и появилась современная традиция.

Этому обычаю посвящено одно из известных стихотворений Александра Пушкина:

ПТИЧКА

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать

А.С. Пушкин