«Блудами первое преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися,
ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет.
Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная»
Кондак прп. Марии Египетской
«Список грехов, с которым я сегодня иду к исповеди, можно даже не выкидывать — в следующий раз он будет точно таким же…» — примерно так иногда горько шутят христиане. Но таким ли должно быть покаяние? Конечно, нет (и об этом, конечно, все знают) — ведь покаяние подразумевает, что человек после исповеди, призывая помощь Божию, будет всеми силами бороться с грехом, в котором покаялся, стараясь навсегда от него отойти. Об этом все знают, но чаще всего получается так, что одинаковые списки грехов на самом деле можно заготавливать на несколько исповедей вперёд — всё будет так же, как и всегда…
Преподобную Марию Египетскую часто приводят в качестве примера истинного покаяния, и недаром память этой святой подвижницы так масштабно празднуется Великим Постом — ей посвящён воскресный день, а ещё за несколько дней до этого житие её звучит в храмах во время полного чтения канона Андрея Критского (опять же покаянного канона).
Что же такого особенного в подвиге Марии Египетской? Что же такое особенное можно увидеть, читая житие этой святой?
Велика была глубина падения Марии, ведь, по её же словам, она с ранней юности вела блудную жизнь — причём, не ради денег, а только ради удовольствия. Ей просто нравилось так жить:
«Часто, когда мне хотели давать деньги, я не брала. Так я поступала, чтобы заставить как можно больше людей добиваться меня, даром совершая угодное мне. Не подумай, что я была богата и оттого не брала денег. Жила я подаянием… но имела ненасытное желание и неудержимую страсть валяться в грязи. Это было для меня жизнью, жизнью почитала я всяческое поругание природы».
Эта ненасытная страсть напоминает, кстати, о другом великом святом, о котором в книге Деяний святых апостолов написано, что до обращения ко Христу он жил буквально «дыша угрозами и убийством» (Деян. 9, 1) в отношении христиан. Это сказано о будущем апостоле Павле. Профессор Александр Лопухин в своём толковании на это место в Писании пишет: «Угрозы и убийства стали как бы воздухом, которым дышал Савл и который был для него такою же существенною необходимостью, как обыкновенный воздух для всех людей». Как это похоже на наслаждение грехом, которое испытывала вспоминаемая ныне нами подвижница, только воздухом для неё стал блуд…
Так что же случилось дальше со святой Марией? Не вдаваясь в подробности, прекрасно описанные в житии, скажем, что однажды она уверовала во Христа и покаялась в своих грехах, пообещав впредь к ним не возвращаться и покинуть мир. Пообещала, и… выполнила своё обещание. И на этих словах нужно ненадолго остановиться. «Пообещала и выполнила» — так, кажется просто! А ведь как раз это короткое «выполнила» так часто куда-то ускользает после того, как священник прочитает разрешительную молитву по окончании исповеди: проходит время (год, месяц, день, два дня, две минуты) и человек незаметно возвращается к греху, с которым обещал покончить. Что-то не так…
Мария Египетская по слову Божией Матери, перед иконой которой пролились её первые слёзы раскаяния, ушла вглубь Иорданской пустыни, где прожила 47 лет, из которых целых 17 лет были для неё временем борьбы с блудными помыслами и желанием вернуться к прежней жизни. Но она с помощью Божией побеждала эти диавольские наваждения, помня о покаянии, принесённом однажды:
«Огонь загорался в несчастном сердце моем и всю меня сжигал и будил жажду объятий. Как только находил этот помысл, я бросалась на землю и орошала ее слезами, словно видела перед собой Поручительницу (Богородицу), явившуюся ослушнице и грозящую карой за преступление. И до тех пор не вставала с земли (случалось лежать там и день и ночь), пока не озарит меня тот сладостный свет и не прогонит помыслы, обуревающие меня…».
Как вспоминал авва Зосима, со слов которого нам всем и стала известная жизнь святой Марии: во время молитвы она парила над землёй, и сам свидетель этого чуда чувствовал и видел по многим признакам, что эта женщина достигла великих вершин духовной жизни. При такой явной святости Мария постоянно помнила о своей прежней жизни и считала себя недостойной того, чтобы с ней разговаривали. Как не умилиться её смирению, читая о том, как долго (даже в слезах) священник Зосима просил у неё благословения, на что она отвечала отказом, ссылаясь на своё недостоинство и прося только молитв о грешной своей душе!
Примечательно, что 17 лет подвижница прожила в грехе, и 17 же лет стали для неё временем жесткой борьбы с эти грехом. Может быть, и в этом тоже скрывается смысл покаяния — в том, что не стоит смущаться тем, что грехи снова и снова настойчиво стучатся в двери наших сердец? Бог хочет нашего спасения, и впереди только победа, но путь к ней лежит через поле боя с грехом, а не через одуванчиковые поля.
А потому, может быть, стоит, как Мария Египетская, и нам проявить мужество в своём покаянии: заручится помощью Господа и Его Пресвятой Матери, и вступить в непримиримую борьбу с собственным, одержимым злыми привычками, естеством, чтобы и наши молитвы, в конце концов, подняли нас над мирской суетой, как когда-то поднимали они великую египетскую святую над раскалённой, безжизненной пустыней Иордана…