Сегодня 02.04.2023 - Неделя 5-я Великого Поста, Прп.Марии Египетской. Божественную Литургию в Соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, иерей Сергий Осинцев, иерей Антоний Кудрицкий. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хоры Собора под управлением регентов  Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 20:19–31 (зач. 65). Лит. – Евр. 9:11–14 (зач. 321 от полу́). Мк. 10:32–45 (зач. 47). Прп.: Гал. 3:23–29 (зач. 208). Лк. 7:36–50 (зач. 33).

От Марка святое Благовествование

10.32. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав Двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

10.33. вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

10.34. и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

10.35. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

10.36. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

10.37. Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

10.38. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

10.39. Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

10.40. а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.

10.41. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

10.42. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

10.43. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будет вам слугою;

10.44. и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

10.45. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Иаков и Иоанн вместе с Петром избраны были Иисусом из всех двенадцати Апостолов присутствовать при Его Преображении и при воскрешении Им дочери Иаира. Это избрание, это отличие от других, дало им повод думать, что они и в Царстве Мессии, в славе Его, займут лучшие места, будут первыми. Под влиянием этих дум они и обратились к Иисусу с просьбой возвысить их над другими в Царстве Его Славы. 

Апостолы действительно не понимали тогда, что просить первенства значило просить самоотречения и мученичества за имя Христово.

Зная, что со временем апостолы пострадают за Него, Христос пророчески сказал Иакову и Иоанну: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую  не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк. 10, 39–40). 

И действительно, Иаков был обезглавлен внуком Ирода Великого Иродом Агриппой. Иоанн хотя и не погиб как мученик, но много пострадал за Христа.

Остальные ученики, узнав о просьбе братьев, были возмущены скорее всего тем, что их опередили. Поэтому Христос, призывая всех к смирению, говорит: кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10, 43–44).

Дело в том, что в обществе того времени почетным считалось править и руководить. Но у последователей Христа иные ценности и приоритеты. В Царствии Небесном главным является служение другим. И именно поэтому Сын Человеческий пришел послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45).

Наш же с вами спасительный подвиг выражается в смиренном и добродетельном служении ближним, потому что именно так мы служим Богу и собираем сокровища небесные, которые выше и ценнее сокровищ земных.

По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектеньи были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектенье были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма,наркомании и лудомании. В завершение богослужения протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словом проповеди.

ДОБРОДЕТЕЛЬ-ПЛОД МУЖЕСТВА

Литургической темой пятой недели Великого Поста, является воспоминание подвига прп.Марии Египетской. Из жития мы знаем, как глубоко было её греховное падение. С 12 до 29 лет, она предавалась безудержному разврату, погубляя и свою душу и души других.

Пока, однажды, входя в храм, некая невидимая сила не остановила её и не позволила пройти. Мария не сразу поняла почему. Вначале она решила, что причиной тому было большое скопление народа, и принялась усердно работать локтями, расталкивая других, но безуспешно. Постепенно она осознала, что причиной являются её грехи, которыми она постоянно предавала и оскорбляла Господа, пролившего за неё Свою Кровь. Обратившись с молитвою к Пресвятой Богородице, Мария раскаялась и пообещала, что больше никогда не вернется к прежним грехам. Выйдя из храма, она удалилась в пустыню и пребывала там до своей кончины, плача о своих грехах и моля о прощении.

«17 лет прожила я в этой пустыне, — говорит святая, — борясь со своими безумными страстями, как с лютыми зверями. Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине… Огонь страсти загорался во мне, понуждая к похоти… Но с того времени и до сего дня, сила Божия во всем преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело, и я только вспоминаю о прежних лишениях, находя для себя неистощимую пищу в надежде на спасение…».

Мария Египетская

Чему учит нас это житие, и какие уроки мы можем из него извлечь для себя? Конечно же, на примере святой мы можем убедиться, что нет столь тяжких грехов, которые превзошли бы бездну милосердия Божия, и пока живет человек, у него есть шанс исправить свою жизнь. Поэтому, когда говорит кто, дескать, у меня столько грехов, что вовек не отмолить, такой человек лукавит. На самом деле он просто не хочет ни каяться, ни исправляться.

Бывает и такое, что человека постоянно что-то не пускает в храм, то священнослужители бесчувственные и невнимательные, то прихожане недобрые, то свечи дороги, то язык непонятен, и т.д. и т.п. Редко когда человек задумается, подобно Марии Египетской, и скажет: «а может дело во мне, в моей гордыне и своеволии» — это уже покаяние. Способный покаяться человек, никогда не останется на пороге храма.

И главное, в чем прп. Мария Египетская являет нам пример, это мужество. Мужество — основа всех добродетелей, без него они бессильны. Вот, к примеру, Понтий Пилат, справедливый ведь был человек. Не хотел осуждать на смерть невинного, но перед угрозой доноса смалодушничал и сделал угодное толпе.

Мы тоже каемся, подобно Марии Египетской, причем искренно каемся, я в этом уверен, но покаяние наше, чаще всего, остается бесплодным, потому что нам не хватает мужественности воплотить в жизнь принятое решение. Мария покаялась один раз, и, как бы не прельщали её прежние соблазны, не поддалась им.

Поэтому Церковь к концу поста, чтобы укрепить нас в подвижничестве, предлагает образ прп. Марии, как победное знамя над страстями. Чтобы мы, собрав свою волю, достойно завершили время Четыредесятницы.


ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙглас 1

Ка́мени запеча́тану от иуде́й/ и во́ином стрегу́щим Пречи́стое Те́ло Твое́,/ воскре́сл еси́ тридне́вный, Спа́се,/ да́руяй ми́рови жи́знь./ Сего́ ра́ди си́лы небе́сныя вопия́ху Ти́, Жизнода́вче:/ сла́ва воскресе́нию Твоему́, Христе́,/ сла́ва Ца́рствию Твоему́,// сла́ва смотре́нию Твоему́, еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Хотя камень был опечатан иудеями, и воины стерегли пречистое тело Твое, воскрес Ты в третий день, Спаситель, даруя миру жизнь. Потому Силы небесные взывали к Тебе, Податель жизни: «Слава воскресению Твоему, Христе; слава Царству Твоему; слава промыслу Твоему, Единый Человеколюбец!»

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙглас 1

Воскре́сл еси́ я́ко Бо́г из гро́ба во сла́ве,/ и ми́р совоскреси́л еси́;/ и естество́ челове́ческое я́ко Бо́га воспева́ет Тя́, и сме́рть исчезе́;/ Ада́м же лику́ет, Влады́ко;/ Е́ва ны́не от у́з избавля́ема ра́дуется, зову́щи:// Ты́ еси́, И́же все́м подая́, Христе́, воскресе́ние.

Перевод: Воскрес Ты, как Бог, из гроба во славе и мир с Собою воскресил. И естество человеческое как Бога воспело Тебя, и исчезла смерть. Адам торжествует, Владыка, и Ева ныне, от уз избавляемая, радуется, взывая: «Ты, Христе, всем даруешь воскресение!»

Преподобной Марии Египетской

Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.

Перевод: В тебе, о мать, достоверно спаслось то, что в нас по образу [Божию]: ибо, приняв крест, ты пошла за Христом и делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет, усердствовать же о душе, вещи бессмертной. Потому и радуется вместе с ангелами, Преподобная Мария, дух твой.

Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3

Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ а́нгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́мона креста́ ору́жием погубля́ет.// Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́, Мари́е пресла́вная.

Перевод: Будучи сначала объята всяческим блудом, сейчас ты явилась невестой Христовой через покаяние, подражая ангельской жизни и уничтожая демонов оружием креста. Поэтому ты стала невестой Царствия Небесного, Мария преславная.

Ин кондак преподобной Марии Египетской, глас 4

Греха́ мглы избежа́вши,/ покая́ния све́том озари́вши твое́ се́рдце, сла́вная,/ пришла́ еси́ ко Христу́,/ Сего́ Всенепоро́чную и святу́ю Ма́терь/ Моли́твенницу ми́лостивную принесла́ еси́./ Отону́дуже и прегреше́ний обрела́ еси́ оставле́ние,// и со А́нгелы при́сно сра́дуешися.

Перевод: Избежав мглы греха, озарив светом покаяния свое сердце, достойная славы, пришла ты ко Христу, Его же Всенепорочную и святую Матерь сделала своей милостивой Молитвенницей. Потому и получила прощение прегрешений и всегда радуешься вместе с Ангелами.

Молитва преподобной Марии Египетской

О, вели́кая Христо́ва уго́днице преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющыя. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щым утеше́ние, неду́гующым — исцеле́ние, па́дшим — возста́ние, заблу́ждшим — укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам — заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ — ве́чное упокое́ние, всем же нам в день Стра́шного Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ Моего́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.

Притча дня

У старца спросили: – Сколько видов друзей существует? – Четыре, – подумав, ответил он. 1. Есть друзья, как еда – каждый день ты нуждаешься в них. 2. Есть друзья, как лекарство – ищешь их, когда тебе плохо. 3. Есть друзья, как болезнь – они сами ищут тебя. 4. Но есть такие друзья, как воздух – их не видно, но они всегда с тобой.