Сегодня 26.03.2023 - Неделя 4-я Великого поста, Прп. Иоанна Лествичника. Божественную Литургию в Соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Антоний Кудрицкий, иерей Сергий Осинцев. Песнопения Литургии исполнили большой и малый хор собора под управлением регентов Прохоровой О.Н. и Богдановой М.А.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Ин. 20:11–18 (зач. 64). Лит. – Евр. 6:13–20 (зач. 314). Мк. 9:17–31 (зач. 40). Прп.: Еф. 5:8–19 (зач. 229). Мф. 4:25 – 5:12 (зач. 10).
От Марка святое Благовествование:
9.17. Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
9.18. где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
9.19. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
9.20. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
9.21. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
9.22. и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
9.23. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему.
9.24. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
9.25. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
9.26. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
9.27. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
9.28. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
9.29. И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
9.30. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
9.31. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о том, что вера является необходимым условием, при котором действует всемогущество Божие. Но истинной веры не может быть без подвигов молитвы и поста, которые, в свою очередь, содействуют еще большему укреплению веры и являются обоюдоострым оружием против бесов и страстей. Совершая духовные усилия, мы полагаем благое начало нашему восхождению по лестнице духовной жизни, ведущей от земли к небу.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектеньи были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектенье были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма,наркомании и лудомании.
Кому Церковь — не Мать, тому и Бог — не Отец. Эту поговорку можно смело назвать истинной для православных. И действительно, Церковь уподобляется любящей Матери, хотя бы потому, что бережно хранит память о своих верных чадах. Четвертая Неделя Великого Поста посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника.
Святой Иоанн Лествичник был одним из мудрейших христиан, которые когда-либо жили на земле. Но главное, что мудрость, которую он приобрел, не исчезла вместе с окончанием его жизненного пути. Он не просто достиг вершин святости, но сумел написать для других о том пути, который возводит человека к самому тесному соединению с Богом.
Этот путь святой Иоанн называл Лествицей, то есть лестницей. Тот, кто будет иметь решимость восходить по ее ступенькам, может достичь человеческого совершенства и вершин любви Божией. Ни до, ни после Иоанна, не было написано книги равной «Лествице», так глубоко и всеобъемлюще раскрывается в ней духовный мир человека, осознавшего свою связь с Богом.
Книга эта, написанная почти полторы тысячи лет назад. Она пережила своего автора, была переведена на все языки мира, и многие поколения монашествующих и мирян черпали из нее знание о духовной жизни, о жизни в Боге и пользовались ею как руководством к действию.
«Лествица» остается настольной книгой в первую очередь для монашествующих. Почему для них? Потому, что сам Иоанн в пору написания своего труда был игуменом Синайского монастыря. Это то самое место, где пророку Моисею явился Господь в горящей, но несгораемой купине. Сюда, на Синайскую гору, в VI веке, шестнадцатилетним отроком пришел юный Иоанн, чтобы стать монахом. Здесь он и прожил до глубокой старости, став великим старцем и духовником всех близлежащих монастырей.
Книга состоит из тридцати глав. Это не случайно! 30 лет — возраст Христа, когда он вышел на общественную проповедь. Поэтому и тридцать ступеней-глав это вся жизнь христианина, которая по сути является жизнью Христа в человеке. И хотя, книга «Лествица» была написана для братии соседнего монастыря, но она стала учебником не только для монашествующих, но и для всех, как сказано в предисловии, «спешащих написать имена свои в книге жизни на небесах».
Каждая из глав посвящена той или иной добродетели, которую человеку надлежит достичь, или, напротив, тому или иному пороку, от которого необходимо освободиться. Многие люди задаются вопросами: как молиться, как достичь смирения, как научиться никогда не раздражаться, как избавиться от злопамятности? Обо всем этом и о многом другом говорит святой Иоанн Лествичник. Книги, подобные «Лествице», важны для нас потому, что их авторы опирались не на книжное знание, а на собственный опыт. Они испытали все то, о чем пишут, они прошли по той самой «лествице» духовного восхождения, по которой мы сегодня пытаемся подняться к Богу.
Почему же это по форме монашеское руководство стало духовной пищей для всех христиан, без исключения? Дело в том, что, как Евангелие касается всех людей, так и духовная жизнь, ее законы одинаково действуют в каждом человеке, будь он мирянином или монахом. А «Лествица» — это некий справочник таких законов или, если угодно, это анатомия святости и руководство по спасению.
Скажем сразу же, что это чтение не из легких и требует ума и определенной духовной подготовленности. Вот, к примеру, одна цитата из преподобного Иоанна Лествичника.
«Часто случается, что червяк, достигши полного возраста, получает крылья и возлетает на высоту: так и тщеславие, усилившись, рождает гордость» — пишет святой Иоанн. — «Избив их бичом смирения, я понуждал их сказать мне, как они вошли в мою душу? Наконец, под ударами, они говорили: мы не имеем ни начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы всех страстей. Есть только одно, чему мы не имеем силы противиться: если будешь искренно укорять себя пред Господом, то разорвешь нас, как паутину», — продолжает святой.
Такими подсказками и наставлениями, Церковь, устами Иоанна Лествичника напутствует своих чад в дальнейшем проведении второй половины великопостного пути. Тот, кто сделает и научит — великим наречется в Царствии Небесном, говорит нам Евангелие.
Мы прошли уже больше половины Великого поста. Многие из нас почувствовали усталость, оскудение сил, а у некоторых появились мысли - хватит ли у нас решимости завершить пост? И в этот момент Церковь напоминает нам одну из самых главных правил духовной жизни - наше восхождение к Богу, наш постнический подвиг должен проходить постепенно, подобно подъему с одной ступени на другую. Святая Церковь напоминает нам о том, что невозможно побороть все наши недостатки сразу, в один миг избавиться от грехов и научиться добродетелям. Мы должны идти шаг за шагом, ежедневно работая над собой, побеждая страсти одну за другой и таким же образом приобретать добродетели. Именно этой теме постепенного восхождения к Богу посвящена книга святого Иоанна Лествичника.
Восхождение по этой лествице — единственный путь к достижению уготованного нам блаженства. Причем приобщиться к нему мы можем не только за гробом, но уже в этой жизни. Синайский подвижник в полной мере исполнил сказанное и им написанное, и поэтому ему посвящена четвертая Неделя Великого Поста.
ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 8
С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да на́с свободи́ши страсте́й,// Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.
Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, – жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!
КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 8
Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́,/ и Е́ва лику́ет во Твое́м воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.
Перевод: Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, и Адама воскресил, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира торжествуют о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.