День сорока Севастийских мучеников в Церковном календаре непреходящий, то есть отмечается он всегда в один и тот же день, а именно — 22 марта. Однако переносы в некоторых случаях Уставом допустимы. 

Событие, которое легло в основу праздника, случилось в 320 году. Святой Константин Великий в 313 году издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания. Однако его соправитель Ликиний оставался ярым язычником и ненавидел христиан. Он готовился к войне с Константином и, боясь измены, решил избавится от всех христиан в своем войске.

В это время в армянском городе Севастия одним из военачальников был Агриколай — тоже ревностный язычник. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев-христиан. Агриколай приказал им принести жертву языческим богам, но воины отказались, исповедовав Христа — живого истинного Бога.

То наказанием, то лестью воинов принуждали совершить языческий обряд и отречься от Христа. Но они, укрепляемые Самим Господом, смело отказывали мучителям. Тогда их отвели к озеру вблизи города, заставили раздеться и войти в ледяную воду — а дело происходило зимой, был сильный мороз. На берегу для обольщения развели жаркую баню. Один из страдальцев, не выдержав мучений, побежал к бане, но, переступив порог, тут же упал замертво.

Охраняли мучеников стражники. Ночью один из них не спал и увидел над головами воинов сияющие венцы. Аглай — так его звали, насчитал 39 венцов и понял, что тот воин, который вышел из озера, не удостоился венца. Стражник немедленно сбросил с себя одежду, разбудил других охранников и на их глазах побежал в ледяное озеро, крича: «И я христианин!». Стоя в воде Аглай молился Господу, чтобы Тот его тоже сопричислил к страдальцам, терпящим муки за веру и имя Христово.

Утром мучеников вывели из озера и перебили им голени молотами. Мать одного из воинов была там, и укрепляла сына — чтобы тот вытерпел все до конца. Звали его Мелитон. Он был самым юным из дружины. Тела мучеников положили в колесницы и повезли на сожжение, а Мелитона, еще дышавшего, оставили на земле. Тогда мать взвалила тело сына на свои плечи и пошла вслед за колесницей. А когда Мелитон сделал последний вздох, она положила его рядом с телами других воинов.

Мучители развели большой костер, но огонь не тронул останки святых мучеников. Тогда в бессилии язычники сбросили кости страдальцев в реку. Однако и вода не повредила им. По прошествии же трех дней святые мученики явились во сне епископу Севастии Петру и сказали: «Приди ночью и вынеси нас». Ночью, придя на реку, он и другие мужи увидели дивное сияние. В воде светилась каждая косточка святых. Тогда епископ с помощниками собрали все останки мучеников и достойно их погребли.

Вот имена тех 40 мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Накануне праздника в Кафедральном соборе Вознесения Господня было совершено Всенощное Бдение с участием духовенства епархии. Высокопреосвященный Владимир, архиепископ Петропавловский и Булаевский вместе с духовенством прочли Акафист святым и помазали всех прихожан освященным елеем. В сам день праздника была совершена Божественная Литургия по чину святителя Григория Двоеслова, Папы Римского.

22.03.2023, в Седмицу 4-ю Великого поста, Крестопоклонную, Настоятель собора свв.апп. Петра и Павла протоиерей Сергий Снопков, духовенство епархии приняли участие в праздничном богослужении в Кафедральном соборе Вознесения Господня, которое возглавил Высокопреосвященный Владимир,архиепископ Петропавловский и Булаевский. Божественная Литургия была совершена по чину святителя Григория Двоеслова, Папы Римского.

От Матфея святое Благовествование:

20.1. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

20.2. и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

20.3. выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

20.4. и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.

20.5. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.

20.6. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

20.7. Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

20.8. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

20.9. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

20.10. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

20.11. и, получив, стали роптать на хозяина дома

20.12. и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

20.13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

20.14. возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;

20.15. разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?

20.16. Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Чтобы нагляднее выразить мысль о том, что спасение и награда в будущей жизни зависят не от заслуг человеческих, а исключительно от милости Божией, Господь рассказывает притчу о работниках и винограднике. Поясняя смысл притчи, Евфимий Зигабен пишет: «Под Царством Небесным разумеется здесь Сам Христос; виноградник – это евангельские Его заповеди; работники этого виноградника – люди, исполнители этих заповедей; время работы – настоящая жизнь; утро, третий, шестой, девятый и одиннадцатый часы – различные возрасты людей, в которые они приходят к вере».

Слова притчи говорят о том, что никогда не поздно прийти под милосердие Божие, которое не имеет предела. Человек, приходящий ко Господу с сокрушением сердца, с любовью и желанием послужить Ему, обретает великую надежду на благость Божию.

По окончании Литургии духовенство прославило праздник.

Молитва 40 мученикам Севастийским

О, святи́и, сла́внии страстоте́рпцы Христо́вы, четы́редесяте, во гра́де Севасти́и Христа́ ра́ди му́жественно пострада́вшии, чрез огнь бо и во́ду проидо́сте, и я́ко дру́зи Христо́вы в поко́й Небе́снаго Ца́рствия вше́дше, и́мате ве́лие дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице хода́тайствовати о ро́де христиа́нском: наипа́че же о почита́ющих святу́ю па́мять ва́шу, и с ве́рою и любо́вию вас призыва́ющих. Испроси́те у всеще́драго Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших и жития́ на́шего исправле́ние, да в покая́нии и нелицеме́рной любви́ друг ко дру́гу пожи́вше, со дерзнове́нием предста́нем Стра́шному Суди́щу Христо́ву, и ва́шим предста́тельством одесну́ю Пра́веднаго Судии́ предста́нем. Ей, уго́дницы Бо́жии, бу́дите нам защи́тницы от всех враг ви́димых и неви́димых, да под кро́вом святы́х ва́ших моли́тв изба́вимся от всех бед, зол и напа́стей до после́дняго дне жи́зни на́шея, и та́ко просла́вим вели́кое и достопокланя́емое и́мя Вседе́тельныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.