Смерть - одно из важнейших событий в жизни человека, как бы странно это на первый взгляд не звучало. Заканчивается всё временное, и начинается бесконечность. Всё созданное руками человека и казавшееся таким необходимым становится ненужным, ибо ни одного предмета материальной жизни не может душа взять с собой в мир духовный. Также и все социальные статусы, положения, чины, звания, успехи, оценки - всё это, с таким трудом добытое, душу к её же собственному ужасу уже не интересует. Впереди вечность, и о каких, к примеру, карьерных успехах можно думать на её пороге?
Вокруг смерти за тысячелетия существования человечества скопилось множество суеверий, панических страхов и прочей сорной, вредной информации. Но Православная Церковь хранит верное понимание этого события.
Во-первых, смерть в православном понимании это не повод к унынию. Ни один человек на Земле не рождён для того, чтобы мучиться в аду. Бог любит всех, и каждого призывает в Царствие Небесное. И шанс оказаться в этом Царстве через покаяние и Причащение есть у многих даже на смертном одре. Об этом должны помнить, радеть и молится родственники и близкие умирающего, об этом по возможности нужно думать и самому умирающему. Ведь, как повествует Евангелие, даже отъявленный бандит, каким был тот, кого распяли по правую руку от Христа, покаявшись, первым вошёл в Рай - раньше даже, чем ветхозаветные праведники.
Но даже если человек умер без покаяния, но был крещён, то Церковь может о нём молится (в отличие от людей некрещеных или самоубийц, за которых Церковь не молится). За крещённых можно подавать записки о поминовении на Литургии, за них можно молиться во время Панихиды, их можно отпевать, как христиан — это всё неоценимая помощь тем, кто уже ничего не сможет сделать для своего спасения. А за некрещеных людей их близкие родственники просто обязаны молится келейно (иными словами — в личных своих молитвах), потому, что это единственный шанс хоть что-то сделать для таких людей, ведь по горячим молитвам живых, Милосердный Господь может облегчить участь усопших.
Впрочем, как видим, у христианина бесконечно больше шансов на спасение, чем у того, кто Крещение не принял по тем или иным причинам. Не даром до сих пор Церковь сохранила традицию согласно которой любой христианин может (если конечно знает, как это правильно сделать) при желании умирающего самостоятельно крестить его, даже в отсутствие священника, ведь в этом Таинстве человек очищается от грехов и возрождается для жизни духовной, благодатной — становится членом Церкви.
О том, что молитвы за усопших не имеют смысла, часто говорят разного рода сектанты. Но вот что, к примеру, об этом пишет известный православный богослов протопресвитер Александр Шмеман:
«…Христианство есть религия любви. Христос передал своим апостолам учение не о личном, индивидуальном спасении, но дал им новую заповедь — «любить дpyг дpyга». И прибавил: «По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою»… В молитве за yмеpших Церковь главным образом высказывает свою любовь.
Мы просим Бога помнить тех, кого мы поминаем (вспоминаем), а мы помним их, потому что мы их любим.
Молясь за них, мы встречаемся с ними во Христе, Который — сама Любовь и Который победил смерть, эту наивысшую степень разобщения и разлуки».
Что же из этого следует? Мёртвым нужна молитва. Но молитва живая, произнесённая с любовью — не формальная, не просто записка церковная (передав которую, многие думают, что «дело сделано — батюшка помянет»), а именно личное желание, личное духовное усилие, личное старание христианина. Передав записку на Литургию, хорошо и самим в этот день помолиться за службой, а не бежать скорее из храма (можно же иногда отложить важные дела ради уже почивших, любимых людей, которым именно сейчас, как никогда, нужна помощь). Хорошо также и причаститься в день поминовения усопшего близкого человека, ведь так или иначе Благодать Таинства Причащения настолько велика, что через достойно причастившегося христианина распространяется даже на умерших.
В продолжение Великого поста Церковь не совершает обычных ежедневных поминовений (панихид). Для того, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви, церковный Устав в этот период для поминовения усопших отводит субботы второй, третьей и четвертой седмиц. Эти дни именуются Вселенскими родительскими субботами. Помимо поминовения усопших православных христиан в отдельности, Церковь также творит поминовение всех «от века преставившихся отцов и братьев по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, будучи застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви».
В церковном богослужебном годичном круге такими днями общего поминовения считаются субботы Мясопустная и Троицкая, а также субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста.
В эти дни всё богослужение превращается как бы в одну большую общую, светлую молитву о милости Божией к почившим. А там где двое или трое собираются во имя Божие — там и сам Бог. И как христианину не присутствовать на такой важной службе? Не так уж их и много в году.
Много можно писать о православном понимании смерти. Есть сложные вопросы — например, о молитвах за самоубийц и много другое. В любом случае важно понимать, что, как интернет и случайные слухи не заменят живого общения на жизненно важные темы со знающими людьми, так не заменят они и живого общения с тем же священником по вопросу о смерти. Много суеверий (даже среди прихожан храмов), много разного рода опасных советчиков вокруг этой темы… и трудно с этим совладать человеку — особенно не очень знакомому с жизнью Церкви. И кто, как не священник подскажет? Не стоит стесняться и просить помощи у православного духовенства, когда дело касается души — и ещё странствующей по земле в живом теле, и уже переселившейся в мир иной.