03 марта 2023 г., в первую пятницу Великого Поста, Литургию Преждеосвященных Даров в соборе свв.апп. Петра и Павла совершил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Осинцев, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнил малый хор собора под управлением регента Богдановой М.А.

По окончании Литургии был прочитан молебный канон Феодору Тирону, а также в память о том чуде, которое произошло много веков тому назад, освящено коливо. На сугубой ектении были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектении были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма,наркомании и лудомании. В завершение богослужения протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словом проповеди.

Первая неделя Великого поста, она особенная. Только что — в Прощеное воскресенье — отзвучал для нас Адамов плач, и ощущение закрывшихся у нас за спиной дверей рая заставляет, собрав все силы, в эти первые великопостные дни и поститься строго, порой на пределе сил, и слушать вечерами Великий покаянный канон, и готовиться к исповеди, стараясь вымести весь сор из самых потаенных уголков души.

Без сомнения, для того, чтобы полнее ощутить дух Великого Поста нужно обязательно хотя бы однажды посетить богослужение будних дней. Богослужение первой седмицы поста отличается продолжительностью и особым молитвенным настроем. Особую атмосферу постного богослужения задает чтение кафизм почти на каждой службе суточного круга. Утреня, часы, вечерня — везде слышится монотонное чтение псалмов Давидовых. Долгое чтение Псалтири в тишине храма, многократное повторение слов молитвы Ефрема Сирина, с особой остротой говорящей верующим о том, что действительно необходимо душе для того, чтобы проснуться от греховного сна ради встречи с Богом — смирение, целомудрие, терпение, любовь и, конечно, покаяние…

В среду и пятницу, по окончании вечерни, служится Литургия Преждеосвященных Даров. Но пятничное богослужение первой седмицы поста имеет особое продолжение, когда по окончании Литургии в храмах совершается молебен в честь святого Феодора Тирона и освящается коливо.

Символически коливо напоминает о Воскресении и грядущей вечной блаженной жизни тех, кто верен Богу. Им также принято поминать усопших. Но в этот день не поминают усопших, а вспоминают чудо, которое совершил святой Феодор Тирон в IV веке при императоре Юлиане Отступнике. Константинопольский градоначальник, по наущению императора, желая осквернить пост, приказал кропить тайно съестные припасы кровью идольских жертв и великий святой, явившись в ночном видении архиепископу Константинопольскому Евдоксию, велел не покупать на рынках еду, а употреблять вареную пшеницу с медом. Прошло уже более тысячи лет, но это событие до сих пор вспоминается в богослужении, а христиане с благоговением вспоминают предостережение от святого.

Коливо

Коливо - вареная пшеница (или иной злак) с фруктами, подслащенная медом или сахаром. Синоним - кутия (кутья) и сочиво. Этимология не­ясна, возможно, термин восходит к архаическому ин­доевропейскому корню, обозначающему ритуальную пищу. Обычай подношений из крупы и фруктов на похоронах зафиксирован еще в Древней Греции. Со времен Византии он в почти неизменном виде сохра­нился вплоть до наших дней.

Богослужебный устав предписывает приносить коливо в честь и память «господских праздников и святых Божиих», что, вероятно, восходит к тради­ции древнехристианских регулярных храмовых тра­пез (это т. н. агапы). Согласно Уставу, «Чин бла­гословения колива» совершается на вечерне (после «Ныне отпущаеши») и на литургии (после заамвонной молитвы).

Наибольшее развитие, в том числе и внебогослужебное, получил обряд приношения колива в память усопших — при погребении и последующих панихи­дах, символизируя веру христиан в их будущее вос­крешение. Преданный земле человек сравнивается с брошенным в землю семенем, которое «не оживет, если не умрет... Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении» (1 Кор. 15, 36, 42). Мед и фрукты означают сладость будущей жизни воскресших со Христом.