Сегодня 18.02.2023 -  2-я приуготовительная седмица к Великому посту, Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Божественную Литургию в Соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Осинцев, иерей Сергий Сафонеев и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнил малый хор собора под управлением регента Богдановой М.А.

Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: 1 Кор. 10:23–28 (зач. 146). Лк. 21:8–9, 25–27, 33–36 (зач. 105). За упокой: 1 Сол. 4:13–17 (зач. 270). Ин. 5:24–30 (зач. 16).

От Луки святое Благовествование:

21.8. Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.

21.9. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.

21.25. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;

21.26. люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,

21.27. и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.

21.33. небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

21.34. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,

21.35. ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;

21.36. итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. 


Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, еще раз напоминают нам о том, что всей Своей земной проповедью Господь говорил о Своем приближающемся Царствии, призывая каждого из нас к Себе. Будем же помнить, что только постоянное бодрствование и духовное бдение делают возможным христианину умереть для греха, постепенно восходя от силы в силу на поприще делания евангельских добродетелей, а значит, приближая себя к вхождению в Царствие Божие уже в земной жизни.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Суббота этой седмицы называется Вселенской родительской субботой. В этот день совершается поминовение всех усопших православных христиан. Накануне в пятницу совершается вечерня и заупокойная утреня. После Божественной литургии совершается «Вселенская» панихида. Зачем мы поминаем усопших? В чем суть адских мук? Как живые могут помочь мертвым? 

Эта суббота поминовения усопших установлена накануне воскресного дня, который называется неделя о Страшном суде. В этот день мы сами вспоминаем Страшный суд и призываем всех вспомнить о том, что этот суд непременно будет, а пока он не произошел, мы можем молиться за своих усопших родных, чтобы облегчить их посмертную участь.

Каждого человека после смерти ожидает Частный суд, на котором он судится за все своих дурные и хорошие дела. Но этот суд еще не окончательный. Пока не наступил Страшный суд, у души еще есть возможность обратиться к Богу.

Нам кажется, что тот, кто умер, уже больше ничего не хочет и ему уже ничего не надо. Но это не так: мертвые боятся Страшного суда так же, как и живые. И вот в эту субботу нам предстоит вспомнить о том, что есть смертный час, а самое страшное, что есть неотвратимый Страшный суд. И тут живые призваны помогать мертвым. Мы своими молитвами должны как бы напоминать усопшей душе: «Обратись к Богу, тебе больно, тебе страшно, обратись к Единственному Целителю».

Личность человека и после смерти остается такой же, какой была при жизни. Мы верим, что душа сохраняет волю, чувства, разум. Поэтому изменения души и обращение к Богу возможно и после смерти. Допустим, душа в неопределенном состоянии. Хочет ли она быть с любящими Господа или ненавидящими Его? Выбор за душой. Другое дело, что ей сложно деятельно осуществить этот выбор. Все-таки любая деятельность возможна только с помощью тела. И вот мы своими молитвами ей помогаем.

Смерть - это в некотором роде преображение человека. Тогда он узнает, какова была его жизнь, соответствовала ли она Божьему замыслу. Именно это соответствие рассматривается на Частном суде, то есть на том суде, который ждет каждого человека после смерти. Наши молитвы могут помочь «вытащить» душу из адских мук, если сама душа этого желает. Мы читаем об этом в житиях. Например, мученик Уар освободил родителей того, кто очень почитал его и берег его мощи. И таких примеров очень много.

Мы с вами не можем все время молиться. Но хотя бы в эту субботу надо собраться, чтобы помолиться о наших усопших, чтобы вспомнить всех, кого только мы можем вспомнить.

Что ждет человека после смерти?

Знаменитые «Мытарства блаженной Феодоры» — яркий пересказ удивительного явления. «Когда настал для меня час разлучения с телом, то увидела я множество бесов в виде черных эфиопов (негров, черных людей), стоявших около моей постели. Они скрежетали зубами, как будто хотели пожрать меня. Развертывали свитки, в которых были записаны все мои грехи. Бедная душа моя была в страхе и трепете. Вид бесов был для меня лютее самой смерти. Я отворачивалась туда и сюда, но не могла не видеть их и не слышать голосов их. Изнемогши до конца, я увидела, наконец, двух светлых Ангелов Божиих, которые подошли ко мне в виде красивых юношей. Одежды их сияли светом, и препоясаны они были на груди золотыми поясами. Приблизившись к моей постели, они стали с правой стороны, тихо беседуя между собой, а я обрадовалась и весело смотрела на них. При виде их бесы содрогнулись и отступили», — повествует рассказ блаженной о том, как она проходила испытания, прежде чем ее участь до Страшного суда была решена. Феодора рассказала это, явившись по смерти ученику преп. Василия Нового преп. Григорию. Далее рассказ блаженной Феодоры изобилует мельчайшими, и казалось бы, совершенно фантастическими подробностями адских мук и испытаний различных страстей души.

Блаженной Феодоре было явление, и она этим явлением смогла поделиться с окружающими. О чем же сообщает нам ее рассказ? Во- первых, о том, что частный Божий Суд после смерти человека производится ангелами добрыми и злыми. Во-вторых, мы узнаем, за что будут судить человека, в чем заключается суд. Грехи, о которых говорила Феодора, каждый в то время мог узнать в себе.

Тропарь заупокойный, глас 8

Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся́ стро́яй, и поле́зное все́м подава́яй, Еди́не Соде́телю, упоко́й Го́споди ду́ши ра́б Твои́х: на Тя́ бо упова́ние возложи́ша, Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.

 

Перевод: Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий и полезное всем подающий, Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих, ибо на Тебя они надежду возложили, Творца, и Промыслителя, и Бога нашего.

 

Кондак заупокойный, глас 8

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́ши раб Твои́х, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная.

 

Перевод: Со святыми упокой, Христе, души рабов Твоих, там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.