Все мы, наверно, с вами блудные. Лишь маленькая толика, какое-то малое число из нас, может быть, Господу приятно, и именно по их молитвам, по их заслугам мы еще имеем возможность собираться в храме Божьем.
Церковь установила нам вспоминать накануне начала Великого поста притчу о блудном сыне. Эта притча о покаянии. Очень важно, чтобы мы с вами вошли в пост именно в таком настроении, в понимании, что такое есть покаяние, кто есть Отец Небесный для нас, что значит Его любовь к нам. Святые отцы однозначно говорят нам, что отец из притчи являет нам образ нашего Отца Небесного. Господь рассказывает эту притчу: у некоего главы семьи было два сына: один благоразумный, другой оказался не благоразумным и потребовал себе часть имения. Потребовать часть имения - это значит выйти из-под отцовства, и, причем он не просто хотел забрать все, что ему причитается, а еще хотел уйти подальше, чтобы отец не вмешивался и не руководил тем, как ему употребить это богатство.
Мы тоже, когда были молодыми, все считали, что сами лучше проживем свою жизнь, чем наши родители, мы уж лучше управимся с теми дарами, которые нам с вами дал Господь. И вот подобно этому молодому человеку ушли далече, и все человечество уходит далече от Бога Отца, забрав вот эти свои дары, желая освободиться от нравственных уз, которые на всех нас распространяются. Все, что нам Господь дал, все самое хорошее, что у нас с вами есть - это дар Божий, и эти дары нужно взращивать в себе, надо их раскрывать. А человек освобождается от этих уз, контроля, освобождается от заповедей, ведь любому человеку, особенно молодому немного претит понятие «раб Божий». Я разве раб? «Человек» - звучит гордо, я сам должен принять решение. И только пройдя жизненный путь, через свои скорби и страдания, какие-то тернии, мы вдруг понимаем, что нам за счастье быть рабами, вот как этому молодому человеку.
Когда он растратил свое богатство с блудницами, когда голод пришел в ту страну, и он уже потерял всю свою гордость, все самомнение, и пошел, чтобы найти хоть какую-то работу, наняться хотя бы ухаживать за свиньями, но и там голодал. Он мечтал, как бы сесть за стол вместе с этими свиньями, чтобы есть их еду, и то ему не давали. И вот он тогда вспомнил: а ведь у отца моего даже наемники досыта едят. Вот и у нас вся жизнь проходит, и тут мы понимаем, что, оказывается, вот эта свобода от заповедей Божьих, которая не делала нас рабами, ни к чему хорошему не приводит. А соблюдение заповедей - это единственное, что может нас спасти.
Молодости свойственно искать свободу от всего, а там, где свобода от заповедей, там везде бесы, потому что при отсутствии нравственного жизненного ориентира приходит похоть очес, житейская похоть все застит человеку. Человек при видимой внешней свободе все больше и больше падает вниз, в угоду страстям, бесам. Вот такая беда происходит со всяким человеком, ищущим мнимую свободу, а для нас счастье быть рабами Божьими. Хочешь быть большим, - стань меньшим, и так через служение человек имеет возможность вернуться в свое Отечество, как вернулся блудный сын. Сначала он вдруг проснулся, очнулся, грех ведь заслоняет не только сердце человеческое от благодати Божьей, но и разум. Нужно пройти через какие-то потрясения, какие-то скорби, чтобы вдруг очнуться и вспомнить, что где-то там есть Дом Божий — Церковь, в котором я действительно чадо Божие. Бог меня любит, Он меня там постоянно ждет. Вот очнулся человек, выносит себе суд и говорит: «Грешный я пред Небом и пред отцом моим», то есть грешен перед законом, закон попрал, в грехах расточил имение свое, добродетели свои поруганными оставил, все растоптал святое, что было.
Бог дал нам возможность спасаться самим, Он помогает только тогда, когда человек сам хочет этого. Раз я — образ Божий, то даже Сам Бог Себе не разрешает прикоснуться к моей свободе, только я сам могу либо погибнуть, либо спастись. Бог не может спасти человека без человека, — говорят святые отцы. В таком состоянии блудный сын приходит к тому, что мы называем покаяние — он кается, он осуждает себя. Здесь важно не просто осознание себя грешником, не просто осознание покаяния, но еще и решимость начать жизнь сначала. Пусть хотя бы как наемник, — говорит он себе, и идет к своему отцу. Мы же с вами тоже родители, и также у нас есть хорошие дети и непутевые, и мы также всегда их ждем. Это очень трудно, в одно время можно своего ребенка оттолкнуть, пусть даже справедливо, осудить его, но мы видим, как отец поступает: он не осудил его, он не сказал: «ты не прав», отец с радостью его встречает. Если сын идет в своих переживаниях, в самоосуждении и надежде, что отец его возьмет хотя бы наемником, то отец бежит ему навстречу, протянув руки.
Святые отцы говорят, что Бог любит нас всех одинаково и, как бы это кощунственно нам не казалось, Он любит одинаково и Иуду, предавшего Христа, и Предтечу с Богородицею, а потому что Он есть Отец наш Небесный, и вот эта любовь Его столь велика, что Он любит каждого. Даже когда мы с вами грешим и кажется, что все, пропадаем, что уже не себе принадлежим, а сатане, Он все равно нас любит так же, и постоянно руки Божии, Отцовские, Родительские руки к нам протянуты, просто, когда мы грешим, то сами отворачиваемся от Отца. И мы видим в притче, что отец и одежды приказывает дать ему, и обувь, и перстень - знак власти, ни одного слова упрека. Как часто мы по-другому поступаем, когда ошибаются наши дети и ближние. Пытаясь доказать свою правоту, значимость, забываем про это, упрекаем, а Бог совсем по-другому делает: Он не упрекает, Он принимает Своей любовью. И так порой, когда мы подходим к человеку, пред которым согрешили, может, не специально, нечаянно обидели его, просим прощения, и если мы не встретим ответную всепрощающую любовь, разве сердце наше откроется? Вот эта любовь всепрощающая, всепоглощающая должна быть в нас, ибо это дар Божий.
Впереди целая Вечность, что откладывать? Виноват - попроси прощения сейчас, пока есть такая возможность. Как часто бывает, что ближние наши уходят из жизни, а мы не успели попросить прощения, все откладывали на потом. Вот такой пример мы видим: отец выходит из дома навстречу старшему сыну, который вместо того, чтобы порадоваться, что брат вернулся, расстроился и упрекает отца: «Я столько лет на тебя работаю, а ты мне ничего не дал». Отец с любовью пытается его вразумить: младший же был мертвый, и вдруг он появился, вдруг он вернулся, мы его потеряли, а он нашелся, а все, что мое — оно и так все твое.
Вот такая чудесная притча - есть о чем подумать, есть что наметить в себе изменить этим постом. Каждый пост - это определенный интервал времени, во время которого мы имеем возможность потрудиться сугубо над теми или иными злыми привычками, устраняя их, и насаживая в себе добродетели. Это ступенька, через которую нам надо пройти, другого пути нет. Этим постом попробуем потрудиться и научиться хотя бы по принуждению входить в состояние кротости и смирения.