Сегодня 12.02.2023 - Неделя о блудном сыне, Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Божественную Литургию в Соборе святых апостолов Петра и Павла возглавил настоятель собора протоиерей Сергий Снопков, ему сослужили иерей Сергий Осинцев, иерей Сергий Сафонеев, иерей Антоний Кудрицкий и диакон Павел Орлов. Песнопения Литургии исполнил большой хор Собора под управлением регента Прохоровой О.Н.
Во время Богослужения были прочитаны следующие отрывки из Святого Писания: Утр. – Мк. 16:1–8 (зач. 70). Лит. – 1 Кор. 6:12–20 (зач. 135). Лк. 15:11–32 (зач. 79). Свтт.: Евр. 13:7–16 (зач. 334). Мф. 5:14–19 (зач. 11).
От Луки святое Благовествование
15:11 [Зач.79.] Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
15:12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
15:13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
15:14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15:15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
15:16 и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
15:17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
15:18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
15:19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
15:20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
15:21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
15:22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
15:23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
15:24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
15:25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
15:26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
15:27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
15:28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
15:29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
15:30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
15:31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
15:32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
За две недели до начала Великого поста в храмах на Литургии читается евангельская притча о блудном сыне, которая напоминает всем готовящимся ступить на путь Великого поста о том, насколько спасительно покаяние и, что каждого, даже самого лютого, но раскаявшегося грешника, решившего на деле оставить свою беззаконную жизнь ради жизни вечной, Господь Бог ожидает, как тот любящий отец из притчи, чтобы с радостью принять его в Свои объятия, всё ему простить и вновь сделать наследником нетленного Царствия Небесного.
По прочтении Евангельского зачала, на сугубой ектеньи были вознесены молитвословия о даровании Единства Церкви Христовой и об умирении церковных раздоров. По сугубой ектенье были прочитаны молитвы об исцелении страждущих от пагубных зависимостей: алкоголизма,наркомании и лудомании. В завершение богослужения протоиерей Сергий Снопков обратился к молящимся со словом проповеди.
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого,
Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Каждый из этих святителей по-своему обогатил духовную сокровищницу Церкви, и можно долго перечислять их заслуги. Достаточно вспомнить, что именами Василия Великого и Иоанна Златоуста названы два из основных последований Божественной Литургии, принятых ныне в Православной Церкви, а литературное наследие святого Григория имеет такую высокую ценность, что христиане именуют его Богословом за глубину и богодухновенность его творений. Жития этих угодников Божиих изобилуют яркими примерами стойкости в деле защиты веры, смирения, пламенной духовной жизни, устремлённой к Господу Богу, и потому Церковь постановила в этот день совершать торжественные праздничные богослужения.
ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ а́д умертви́л еси́ блиста́нием Божества́:/ егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся́ си́лы небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́.
Перевод:
Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!»
КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 2
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и а́д ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тва́рь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Ада́м свесели́тся,// и ми́р, Спа́се мо́й, воспева́ет Тя́ при́сно.
Перевод:
Воскрес Ты из гроба, всесильный Спаситель, и ад, увидев это чудо ужасался, и мертвые восставали. И все творение, видя это, радуется с Тобой, и Адам веселится, и мир Тебя, Спаситель мой, прославляет непрестанно.
Недели о блудном сыне
Кондак Недели о блудном сыне, глас 3
Оте́ческия сла́вы Твоея́ удали́хся безу́мно,/ в злых расточи́в е́же ми пре́дал еси́ бога́тство./ Те́мже Ти блу́днаго глас приношу́:/ согреши́х пред Тобо́ю О́тче ще́дрый,/ приими́ мя ка́ющася,// и сотвори́ мя я́ко еди́наго от нае́мник Твои́х.
Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту
Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, глас 4
Я́ко апо́столов единонра́внии/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод:
Апостолам единомысленные и вселенские учители, Владыку всего молите мир вселенной даровать и душам нашим великую милость.
Кондак святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, глас 2
Свяще́нныя и Боговеща́нныя пропове́дники,/ верх учи́телей, Го́споди, прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х твои́х и упокое́ние:/ труды́ бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не прославля́яй святы́я Твоя́.
Перевод: Священных и Богогласных проповедников, высших из учителей, Господи, Ты принял в наслаждение благ Твоих и покой; ибо труды и подвиг их признал Ты высшими всякой жертвы, Один, Прославляющий святых Твоих.
Притча дня
Монах – маяк, а не лампочка
...Недавно ко мне в каливу зашли два католика-архитектора из Рима... Что такое Православие они не понимали, но настроены были по-доброму. «Почему, – спросили они меня, – монахи сидят здесь? Почему они не идут в мир на общественное служение?» – «А разве, – ответил я, – маяки не должны стоять на скалах? Что, прикажете им переехать в города и подключиться к работе уличных фонарей? У маяков свое служение, у фонарей свое». Монах – это не лампочка, которая висит над городским тротуаром и светит пешеходам, чтобы те не спотыкались. Монах есть далекий маяк, утвержденный высоко на скалах и своим сиянием освещающий моря и океаны для того, чтобы корабли шли верным путем и достигали Бога – пункта своего назначения.
Старец Паисий Святогорец. Слова. Том II