Василий, Григорий и Иоанн столь часто поминаются вместе, что отдельно мыслятся уже с трудом. Вместе с тем они, как Петр и Павел, во многих аспектах являются яркими противоположностями. Выяснение этих противоположностей не разрушает, но, наоборот, подчеркивает то единство, которое им подарено в Духе Святом и которое так органично вошло в сознание Церкви. Каждый их них — это яркая звезда на святоотеческом небосклоне. И у них есть один день в году, когда празднуется их общая память.
Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской — костер горящий, пламенный, волевой, умевший не только логично изложить основы веры, но и повести за собой. Основатель монашества в Каппадокии. Составитель правил православного благочестия, по которым и сегодня живет Православная Церковь.
Григорий Богослов был не только епископом, но стал архиепископом Константинопольским. Святительство и окормление паствы не помешало ему быть богословом-поэтом. Стихи, проповеди, гомилии, на разнообразные темы, их образность, насыщенность, утонченность и метафоричность принесли ему славу Богослова и до дня нынешнего именно его труды являются сокровищницей письменности того времени.
Святитель Иоанн Златоуст — подвижник и мученик, пылкий, обличающий, яркий оратор. И хотя он жил на несколько десятилетий позже, чем Василий Великий и Григорий Богослов и не встречался с ними, но прекрасно знал и изучил их книги и писания. Наверное, можно сказать, что из всех трех святителей он прожил самую мятежную и сложную жизнь. Его принципиальность в вопросах догматов веры, умение их преподать, объяснить и донести до понимания людям разных сословий принесли ему не только почитателей и последователей, но и массу врагов, не находивших аргументов противостоять святителю. А каждое слово святителя Иоанна есть драгоценный дар, своего рода кусок богословского золота.
Сегодня мы читаем на нашем молитвенном правиле молитвы, составленные Иоанном Златоустом и Василием Великим, служим именно их Литургии.
Несмотря на то, что жили эти святые отцы ещё в в IV столетии, их общий праздник стали отмечать гораздо позже - только с XI века. Дни памяти каждого из них по отдельности праздновались и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно синаксарю, который помещен в cовременных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по иной версии 1092 г.), в столице Византийской империи — Константинополе вспыхнул спор о значимости трех святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни из них ставили выше остальных Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. Тогда произошло чудо: эти святители явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявив о своем равенстве пред Господом, и повелели праздновать их память в один день, а также сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января (по старому стилю), поскольку все трое святителей вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий — 1 января, Григорий Богослов — 25 января, перенесения мощей Иоанна Златоуста - 27 января.
Сама служба праздника удивительна тем, что вместо привычного запева «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим» поются специальные запевы, как на двунадесятых Господских праздника, а на Литургии прокимен и аллилуарий святителям взят из службы апостолов: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их».
Кроме того, день почитания трех святителей считается еще праздником образования, праздником всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в семинариях, университетах и академиях. В храмах при духовных школах и семинариях в этот день по традиции совершается особая служба - многие молитвы и песнопения исполняются на греческом языке.
Святым положено всенощное бдение, которое совершается вечером 11 февраля. Литургия совершается в сам день праздника - 12 февраля.
Приглашаем на молитву!